Home

Advertisement

Customize
Записки наблюдателя - Ленинград. ДК Московско-Нарвского района и Дом технической учебы. 1925-1927, 1930-1932
August 29th, 2008
08:26 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
Ленинград. ДК Московско-Нарвского района и Дом технической учебы. 1925-1927, 1930-1932
Первым дворцом культуры, построенным в Ленинграде в советское время стал Дворец культуры Московско-Нарвского района (пл. Стачек, 4). Созданию его предшествовал конкурс, первое место на котором занял проект Н. А. Троцкого:
  
На плане хорошо видно, что ДК фактически состоит из двух частей - полукруглой (в которой должен был размещаться зрительный зал) и прямоугольной (с помещениями для клубной работы):
 
Однако, как это часто случалось в те времена, хотя конкурс и выиграл Троцкий, создавали проект реального ДК и строили его совсем другие люди. Это были архитекторы А. И. Гегелло, А. И. Дмитриев, Д. Л. Кричевский и инженер В. Ф. Райлян. Вот так выглядел фасад ДК в первоначальном варианте их проекта:
 
Но проект Троцкого явно оказал на них влияние. Фактически, построенное в реале здание ДК представляло собой сильно измененную "театральную половину" проекта Троцкого.
 
За счет такого "усечения" здание вышло симметричным (что не так уж и часто встречается в проектах в стиле конструктивизм). Основной объем занимает зрительный зал на 1900 мест. По собственному опыту (я был в нем несколько раз) могу сказать, что зал очень удобен и даже с галерки хорошо видна сцена.
  
Галереи-фойе выделены на фасаде огромными витражами.
   
К выступающим башням лестничных клеток симметрично примыкают пятиэтажные корпуса клубных помещений. 
    
В 1933-м году ДК было присвоено имя Горького. А в 1937-м году на Всемирной выставке в Париже проекту был присужден диплом Гран-При.
  
А так выглядит здание ДК сзади:
   
Хотя в здании ДК и были предусмотрены клубные помещения, но их было явно недостаточно, и в 1930-1932-м годах рядом с ДК по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского строится Дом технической учебы (ул. Ивана Черных, 4), задуманный в едином комплексе с ДК. 
  
В сторону площади Стачек выходит закругленный торец здания, поднятый на бетонные столбы.
  
А основной объем здания протянулся вдоль улицы: 
 
К сожалению, нынешнее состояние здания, мягко говоря, оставляет желать много лучшего. В середине его зияет огромный пролом (будем надеяться, его все-таки заделают).
   
 
Особую прелесть торцевой части придают окна, расположенные наискось.
  
Заглянем внутрь здания. Вот так выглядит лестничная клетка:
   
В советское время здание принадлежало Технологическому институту целлюлозно-бумажной промышленности. Сейчас в нем мебельный магазин, а поскольку здание явно не предназначено для этой цели, магазин вышел хреновый.
  
Как видите, расположение окон наискось - не просто декоративный прием, а вполне оправдано функционально. Пол и потолок в торце поднимаются. Вероятно, здесь находились аудитории, а на возвышении стоял лектор.
 

Tags: , , , , , , ,

(Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]atrey
Date:August 29th, 2008 05:51 pm (UTC)
(Link)
О! Вот кстати ещё хороший пример симметричного конструктивистского здания,про который я совсем забыл!
Композиция зала с четырья радиально расположенныи лестницами идет у Троцкого от его дипломного проекта, и конкурсного проекта Дома Советов 22 г.,.Потом она все-таки была воплощена им в Доме Советов на Московском пр.

Однако в данном случае по-видимому градостроительно лучше смотрится осуществленный вариант, в котором две лестничные башни расставлены шире, образуя в середине фасада большое пространство перед входом.
Площадь Стачек узкая и длинная, и дополнительное расширение пространства по оси полукруга фасада только на пользу.
Кроме того в осуществленном варианте получилось подобие классического 6 колонного портика, что не могло не подкупить старшее поколение архитекторов.

Интересно про аудитории в закругленном торце, я об это не знал, думал там лестницы.
[User Picture]
From:[info]babs71
Date:August 29th, 2008 05:54 pm (UTC)
(Link)
Нет, лестницы находятся сразу за закругленной частью - в расширениях за ней.
[User Picture]
From:[info]atrey
Date:August 29th, 2008 05:55 pm (UTC)
(Link)
Такие как бы "уши"(если представить себе план и объем)(:-)
"Хорошая Архитектура должна быть на человека похожа"(арх Фронтинский)
[User Picture]
From:[info]babs71
Date:August 29th, 2008 05:58 pm (UTC)
(Link)
Точно. ;-)
[User Picture]
From:[info]kot_parmenid
Date:August 30th, 2008 07:34 am (UTC)
(Link)
Читал где-то, что изначально здание всё-таки не было симметричным. Часть пристроили позже, в 1938 году. В источнике было написано, что это та часть, где театральные кассы, но как это соотнести с современными фотографиями - не знаю.
[User Picture]
From:[info]atrey
Date:August 30th, 2008 09:05 am (UTC)
(Link)
Это могло быть из-за нелостатка средств на осуществление проекта в полном объеме..Райлян рассказывал как они выуживали бревна из екатерингофки на леса для бетонирования монолитных балконов.Одно выудят,-работа прекращается, идут на речку искать другое.

Скорей всего достройка-это справа где "здоровый малыш",поскольку это двор.
http://www.photoshare.ru/photo2059649.html

Интересно кстати что было в довоенное время на месте станции метро Нарвская? Были ли там здания? Нет ли таких фотграфий?
[User Picture]
From:[info]atrey
Date:August 29th, 2008 05:54 pm (UTC)
(Link)
А кстати, Дмитриев!Именно Дмитриеву принадлежит похожий по фасаду проект ДК в Харькове!Скорей всего это он продвинул проект без лестницы посередине фасада,а с плавным полукругом..
[User Picture]
From:[info]atrey
Date:August 29th, 2008 06:01 pm (UTC)
(Link)
Из всех авторов-конструктор Валерий Фомич Райлян оказался самым долгожителем. Он преподавал строительные конструкции в Академии художеств аж до конца 60-х годов. Ещё наши старшие однокашники учились у него, а мыуже нет(:-(
[User Picture]
From:[info]u_kot
Date:August 29th, 2008 08:18 pm (UTC)
(Link)
Такие закругленые торцы вроде бы встречаються и в других зданиях, мода?
[User Picture]
From:[info]atrey
Date:August 30th, 2008 08:56 am (UTC)
(Link)
Например на ул Декабристов(Офицерской)есть подобный торец напротив улицы Писарева
[User Picture]
From:[info]i_g_r_i_k
Date:August 29th, 2008 11:50 pm (UTC)
(Link)
>> Вероятно, здесь находились аудитории, а на возвышении стоял лектор..

Обычно лектор внизу. :) И чтобы головы собравшихся не мешали сзади-сидящим - в аудитории подъем...
Powered by LiveJournal.com

Advertisement

Customize