babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Петербург. Газгольдеры. 1858-62, 1884.

Эти сооружения, похожие на крепостные башни, бросаются в глаза, когда проезжаешь по набережной Обводного канала. Это  - газгольдеры для хранения светильного газа. Четыре таких сооружения находятся по адресу наб. Обводного канала 74, а еще одно - по адресу ул. Заозерная 3. Они стоят как памятники газовому освещению - технологии, которая знавала периоды расцвета и упадка, а затем была вытеснена из нашего обихода другими, более современными технологиями. 

 

Газовое освещение улиц впервые появилось в Лондоне, в 1813-м году. Для освещения применялся газ, полученный при сухой перегонке угля, дерева или торфа. Однако, полученный газ требовалось где-то хранить, и в 1816-м году под руководством химика Мордоха в Брайтоне строится первый промышленный газгольдер. 
Газгольдер не только должен накапливать газ, но и подавать его в трубопровод под постоянным давлением. В первом из газгольдеров, созданном в 1775-м году Неретом, для "подпирания" газа использовалась пружина, толкавшая стенку. Но в 1781-м году Лавуазье предложил гораздо более элегантное решение - газгольдер мокрого типа (именно по этой схеме строились газгольдеры в нашем городе), устройство которого можно увидеть на этой схеме из журнала "Квартальный надзиратель":


  
В нашем городе газовые фонари впервые вспыхнули на Аптекарском острове в 1816-м году. В 1820-м году в здании Главного штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков.
С 1835 года монополию на производство и продажу газа в России взяло «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», учрежденное по инициативе иностранных предпринимателей. Тогда же на Обводном канале между современной Заозерной улицей и Московским проспектом был построен первый в России газовый завод, на котором производился светильный газ. На этой территории и сейчас стоит один из газгольдеров. Вот он:
  
Для выработки газа использовали уголь, привозимый морем из Кардифа (Великобритания). Все технологическое оборудование и трубы для газовых распределительных сетей полностью поставлялись из-за границы иностранными фирмами.
 
Все оборудование для освещения изготавливалось на заводах Санкт-Петербурга. На заводе Арсенал производили отливку фонарных столбов. На порцелиновой фабрике (ныне фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова) было организовано производство плафонов для светильников. Конструировал и оформлял газовые фонари Огюст Монферран. Яркий и мягкий свет давали газокалильные горелки.
 
Газовые магистрали в городе монтировались из чугунных труб. Они брали начало на заводе за Обводным каналом. Специально для них через Обводный канал рядом с Серпуховской улицей «Обществом освещения газом Санкт-Петербурга» был сооружен трехпролетный мост с металлическими балками на деревянных опорах. Во второй половине ХIХ века мост получил название «Газовый» по расположенному рядом заводу.
  
В 1839 году было завершено строительство газопроводов для уличного освещения 1-й очереди и сооружены 167 газовых фонарей для освещения Дворцовой площади, Малой и Большой Морской улиц, Невского проспекта (до Фонтанки), Большой Садовой, Обуховского и Царскосельского проспектов (до Обводного канала). Газопроводы были проложены всего за четыре года.
 
В 1856-м году монополию "Общества освещения газом Санкт-Петербурга" нарушило "Общество столичного освещения", разместившее свой газовый завод рядом, на Обводном канале. В 1858 – 1862 годах строятся два газгольдера первой очереди. Вот как выглядит один из них:
  
  
 
Проект разработал Рудольф Богданович Бернгард, первый директор Института гражданских инженеров и профессор Академии художеств, совместно с профессором архитектуры Отто Густавовичем фон Гиппиусом. 
   
  
А в 1884-м году Рудольфом Бернгард вместе с сыном Вильгельмом строятся два газгольдера второй очереди. Один из них хорошо виден с Обводного канала:

Круглый газгольдер имеет 42 метра в диаметре и 20 метров в высоту. Сверху его перекрывает плоский купол системы Шведлера с радиальными металлическими фермами, связанными стальными прутьями.

В 80-х годах XIX века английское акционерное общество построило газовый завод для Петроградской и Выборгской сторон. А к концу XIX века в Петербурге было построено пять газовых заводов общей мощностью 30 млн. куб. метров газа в год. 
  
Однако уже в 1886-м году рядом с газовыми заводами строится электростанция, и вскоре Петербург переходит на электрическое освещение. Так что сейчас эти газгольдеры пустуют (в самом сохранившемся из них сейчас разместили автостоянку) и постепенно разрушаются. Есть планы об организации в них музея техники.
P.S. Немножко самопиара.
Не так давно я провел в этих местах две экскурсии. Прочитать отзывы о них и посмотреть фотографии можно здесь, здесьздесь, здесь и здесь. А вот мои посты о еще нескольких объектах экскурсии: "Союзпушнина", дом для работников ГРЭС №1, Новодевичий монастырь и кладбище, жилмассив на Киевской улице. Так что если есть желающие совершить со мной экскурсию в этих местах, отмечайтесь в комментах здесь (комменты скринятся).
 
Tags: Бернгард В. Р., Бернгард Р. Б., Гиппиус О. Г., Дореволюционная архитектура, История, Петербург
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
А вот здесь один из них, обозначен:

http://www.wikimapia.org/#lat=59.9107554&lon=30.3304839&z=17&l=1&m=a&v=2

А чуть ниже и левее - не они же? А сколько вообще их осталось в Питере сейчас?

Да, и самое главное: спасибо, очень интересно. ))
Да, это они. "Древний газгольдер" - тот самый, который на первом снимке. Три других левее и ниже - это два газгольдера первой очереди и один второй очереди (находится ниже всех). А пятый газгольдер находится еще ниже и левее (найдите Заозерную улицу и смотрите по ней).
К стыду своему, не знал, что это за сооружения.
Спасибо!!! Потрясающе!
Люблю я их!
Тот, которой на Заозёрной, даже не помню, чтобы близко видела!
А к тем, которые на Обводном, мы однажды пролезли близко (правда, потом охрана нас засекла :))) и сфотографировали те, которые с набережной не видно, один даже изнутри ;)
Да, читал. Шикарно сделано. Но нам, увы, не светит - нос не дорос. :-(

black_drozd

9 years ago

babs71

9 years ago

black_drozd

9 years ago

Интересно очень. Спасибо!
Автостоянка - многоярусная?
Не знаю, но вряд ли. ;-)

panzer_papa

9 years ago

красота. они хоть на охране числятся?
Статус вроде бы есть (но точно не уверен), а вот состояние на деле сами видите.

mozhav

9 years ago

А что в петербугжских газометрах сейчас?
Насколько я знаю, в одном - автостоянка, в другом - склад. Остальные вроде пустуют.

silvenka

9 years ago

babs71

9 years ago

Anonymous

8 years ago

Жаль, что я так далеко от Ваших экскурсий :)
А кто вам мешает? "Приезжайте к нам, на Колыму". ;-)

rudzin

9 years ago

Интересно, спасибо.
Спасибо за такую подборку информации!

Про эти сооружения узнал довольно давно, как ни странно - из какого-то периодического издания. Но в Сети тогда не нашел почти ничего об этом...
Спасибо, очень интересно!
В Питере не видела таких сооружений (была там довольно давно), а вот в Москве как-то встретила подобное. Помню, что задалась вопросом: почему оно круглое? - ах, оказывается, вот оно что!
Теперь из загадочных круглых сооружений у меня остались неопознанными еще кое-где не срытые холмы с входом внутрь рядом с ж/д станциями...
Спасибо!
Просто жутко интересно :)

В Берлине были такие, но их взорвали в середине 80-х.
Спасибо. Очень интересно :)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →