babs71 ([info]babs71) wrote,

Питерский календарь. 24 февраля.

Ровно 115 лет назад, 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1897 года, в тюрьме Трубецкого бастиона Петропавловской крепости скончалась посдледственная Мария Ветрова. За четыре дня до этого она облила себя керосином из керосиновой лампы и поджгла его.
 
16 марта (4 марта по старому стилю) в Казанском соборе Петербурга была назначена панихида по Ветровой. Собралась пятитысячная толпа, но перед самым началом церковной службы было объявлено, что панихида запрещена. В ответ студенты пропели "Вечную память", после чего возникла грандиозная демонстрация. Восемьсот пятьдесят ее участников были задержаны, а фамилии их переписаны. Впоследствии, "ветровские демонстрации" повторялись еще в течении нескольких лет. В связи с этими событиями Горький написал широко известную "Песню о буревестнике".
В память об этом событии я предлагаю совершить небольшую виртуальную экскурсию по тюрьме Трубецкого бастиона, в наши дни являющуюся музеем.
 
 
Тюрьма использовалась для содержания как подследственных, так и каторжан. Они содержались в одних и тех же камерах, различались лишь условия содержания.
Одежда подследственных - нижнее белье, верхний халат, а также смирительная рубашка для буйнопомешанных.

А вот одежда каторжан со знаменитым бубновым тузом на спине:

Коридор тюрьмы:

Так выглядели камеры в 1870-е годы, вскоре после постройки тюрьмы:
 
Чтобы исключить перестукивание, в стенах была специальная система звукоизоляции:

Однако система эта оказалась неэффективной, заключенные просто стучали в пол или в раму окна, поэтому позднее от нее отказались.
 Умывальник и параша.
После бунта заключенных в 1879-м году камеры переоборудовали. Стол и кровать вмуровали в пол и стены,  а стены вместо обоев просто окрасили:
  
Печи:

В интернете пишут, что Ветрова скончалась в тюремном лазарете. Но в самом музее указано, что она скончалась в камере №6:
 
После ее самоубийства керосиновые лампы в камерах заменили свечами. Кроме того, в штат надзирателей ввели женщин.
 
 
В некоторых камерах установлены изображения заключенных на оргстекле:
 
  

В начале прошлого века в тюрьму провели канализацию. В камерах поставили унитазы. Однако система слива находилась снаружи камер:
 
Дверь в карцер:

На оргстекле изображены граффити, которые когда-то были в этой камере:
 
 
Камеры подследственных начала прошлого века. Светильники убрали в стену:
  

Появились унитазы и раковины:

Здесь когда-то была тюремная библиотека:

А вот камера каторжанина. Белья им не полагалось:
 
 
Здесь когда-то была тюремная часовня:

 
Tags: История, Музеи, Петербург

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

  • 32 comments

[info]roman_i_darija

February 24 2012, 04:48:22 UTC 3 months ago

---16 марта (4 марта по старому стилю) в Казанском соборе Петербурга была назначена панихида по Ветровой. Собралась пятитысячная толпа, но перед самым началом церковной службы было объявлено, что панихида запрещена. В ответ студенты пропели "Вечную память"

По самоубийцам никаких панихид не совершается, т.ч. фраза о "назначенной, но отмененной" панихиде - бред, который может ввести в заблуждение читателя, не знакомого с православными канонами.

А вообще интересно, что по советским узникам, запытанным до смерти, толпы студентов "вечную память" не пели...

[info]babs71

February 24 2012, 05:08:20 UTC 3 months ago

>По самоубийцам никаких панихид не совершается, т.ч. фраза о "назначенной, но отмененной" панихиде - бред

Я брал информацию из википедии. В принципе, я не исключаю варианта, что панихиду действительно назначили (возможно, причт храма был просто не в курсе ситуации).

[info]roman_i_darija

February 24 2012, 05:35:23 UTC 3 months ago

---возможно, причт храма был просто не в курсе ситуации

да, скорее всего.
у Лескова, кажется, в "Соборянах" подобная ситуация описывается: когда поп удивляется, почему это местные безбожники вдруг собрались в церковь, читает поданную записку за упокой, а потом понимает, что это была панихида по каким-то революционерам.

[info]nehoda

3 months ago

[info]helge_io

February 24 2012, 05:54:16 UTC 3 months ago

А может речь шла о некой "гражданской" панихиде?
Или тогда не было такого понятия?

[info]babs71

3 months ago

[info]mar__

3 months ago

[info]stepanpugachev

February 24 2012, 07:49:43 UTC 3 months ago

Нет, это не бред. Ибо Церковь исповедует принцип презумпции невиновности. И если есть хоть какие-то сомнения в том. что это было не самоубийство, а несчастный случай (например, разлился керосин и загорелся), то панихиду служить можно и нужно.

[info]roman_i_darija

February 24 2012, 08:54:10 UTC 3 months ago

---И если есть хоть какие-то сомнения в том. что это было не самоубийство, а несчастный случай

Вы это вообще или об этом конкретном случае?

Кстати, почему вы все исповедуете как аксиому русский=православный, не пойму. С какой стати вообще революционно настроенные студенты пели "Вечную память" (хотя наверняка были безбожниками)? Все это именно бред.

[info]mar__

3 months ago

[info]teufelus

February 24 2012, 06:02:42 UTC 3 months ago

какая...неумная тётенька....
а тюрьма зачётная. Мне понравилось там.

[info]proseka199

February 24 2012, 06:28:43 UTC 3 months ago

>а тюрьма зачётная. Мне понравилось там.

Так в чем же дело? :-)

[info]mar__

February 24 2012, 08:05:16 UTC 3 months ago

судя по современным фото, там сделали евроремонт

[info]pagurin

February 24 2012, 13:09:04 UTC 3 months ago

вроде пару-тройку лет назад. до этого там очень неприятно было... жутко...

[info]mar__

3 months ago

[info]spb_zaika

February 24 2012, 06:50:38 UTC 3 months ago

Бедная девушка (

[info]arimotozuka

February 24 2012, 08:09:50 UTC 3 months ago

раковина какая красивая) это оригинальная?
удивительно, почти ар-деко в тюрьме))))

[info]babs71

February 24 2012, 08:14:36 UTC 3 months ago

Не знаю, но не исключаю этого. В музее истории города, к которому относится этот музей, много разнообразных артефактов. Возможно, откопали и подлинную раковину.

[info]beth_of_sense

February 24 2012, 09:12:00 UTC 3 months ago

Не почти, а точно! ))) Авторский дизайн.

[info]arimotozuka

February 24 2012, 11:03:59 UTC 3 months ago

вот интересно, тогда просто других не было, или они так заботились об эстетическом чувстве заключенных?

[info]babs71

3 months ago

[info]erikamilda

February 24 2012, 11:20:29 UTC 3 months ago

Больше всего поражает, какие камеры просторные. столько места и всего одна шконка. сейчас бы туда человек 20 набили. А вообще я слышала, что в Петропавловке держали политических только "благородного звания", поэтому и условия там были относительно неплохие, а революционеров из рабочих, например, держали в других тюрьмах.

[info]mar__

February 24 2012, 16:20:48 UTC 3 months ago

ну вот разбираемый пример - уж точно не "благородного звания" ). Кстати, до нынешнего "евроремонта" мысли о хороших условиях там как-то не посещали, а вот рассказы о том, что заключенные сходили с ума, наоборот, не вызывали сомнений.

[info]erikamilda

February 25 2012, 06:57:24 UTC 3 months ago

к стыду своему не знаю, кем была погибшая. если студенткой (курсисткой) , то по понятиям тех времен, относилась к "благородным". на фабричную она все-таки не похожа. одиночное заключение - тяжелое испытание, но это тоже пытка такая особая, для избранных

[info]mar__

3 months ago

[info]bulya121

February 24 2012, 12:44:20 UTC 3 months ago

Отделка и дизайн впрямь слеплены для иностранцев. Помнится в послевоенные годы все это выглядело совсем иначе, скажем, гораздо мрачнее! Любимой фишкой экскурсоводов было завести бедолаг экскурсантов в каземат и этак на минуточку дверку плотненько закрыть.... Ууууууу мало не казалось, эффект был поразительный! Уж поверьте на слово, не один раз на собственной детской шкуре испытано ! А,впрочем, неплохой был аттракцион по тем временам....

[info]mope_u_necok

February 25 2012, 21:03:24 UTC 3 months ago

А в моем детстве уже так не пугали:) Но обстановочка была и впрямь мрачная. А самоубийцей она, видимо, так и не стала, так как умерла не в момент самосожжения, а четырьмя днями позднее.

[info]satchel17

February 24 2012, 22:34:04 UTC 3 months ago

Спасибо. На фото Ветрова чем-то похожа на Софью Перовскую. Вообще у народников лица какие-то особенные. Совершенно непонятные, загадочные люди. Даже не знаю каких-то аналогов. В политическом смысле наследие их невелико, но в моральном плане воздействие было сильнейшее.

[info]oreh69

February 25 2012, 05:21:47 UTC 3 months ago

Спасибо. Был там давно-давно, ещё до евроремонта.

[info]Мария Александрова

February 25 2012, 17:55:05 UTC 3 months ago

Такая красивая тюрьма была, и так ее изуродовали...

[info]bulya121

February 26 2012, 14:44:52 UTC 3 months ago

Спасибо, последнего факта я не знала, а, может, из-за склероза совсем забыла, что у меня моразм.:))))

[info]standru

February 28 2012, 07:27:17 UTC 2 months ago

Красивая женщина. Лицо прямо современное.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…