babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Ленинград. ДК имени И. И. Газа

Одним из самых заметных памятников позднего ленинградского архитектурного авангарда является ДК имени И. И. Газа. Вот две его фотографии - вскоре после постройки и современная:


Задание на его проектирование Ленинградский Облпрофсовет выдал архитекторам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевскому в 1930-м году.

В соответствии с заданием в ДК должны были быть большой театральный зал на 1500 мест с нормальной сценой, малый кинозал с эстрадой на 500 мест и развитый комплекс клубных помещений.


Исходя из специфики участка, а также желания обеспечить хорошую изоляцию и самостоятельность отдельных групп помещений, была выбрана асимметричная планировка здания. Она же позволяла обеспечивать строительство в две очереди (что впоследствии сыграло печальную роль в судьбе здания).

В начале 1931-го года были разработаны три варианта эскизного проекта, различавшиеся, в основном, внешним видом. При этом первый вариант, основанный на больших площадях остекления и ленточных окнах был наиболее радикальным, а третий, с частичной заменой железобетона кирпичом и использованием упрощенного ордера из спаренных колонн - наиболее реалистичным.

В дальнейшем проект продолжал дорабатываться в сторону большей декоративной детализации.


Также в 1935-м году по эскизу скульптора Л. А. Дитриха здание украсил фриз.



Расстрел 9-го января:

Выступающий с трибуны Ленин:





А это, вероятно, С. М. Киров:

Интересно, что щит в центре рельефа сейчас пустой. Возможно, там когда-то был Сталин:





Также на углу здания должна была стоять статуя рабочего. Дитрих сделал модель, но в итоге от статуи отказались из-за нехватки средств, так что в наши дни здесь стоит ваза.

После завершения клубной части, работы по строительству театральной части продолжались и к 1935-му году она была закончена вчерне.
Интерьер малого зала.
Однако в этом году работы из-за нехватки средств остановились.

О том, что было построено, мы можем судить по этой аэрофотосъемке времен Блокады.

В 1939-м году возникла идея завершить строительство. Однако дирекция Кировского завода решила, что зал на 1500 мест не соответствует роли и значению Кировского завода, а потому А. И. Гегелло разработал новый проект здания с увеличенным театральным залом.


Однако к строительству так и не приступили.


В 1950-м году вновь возникла идея достройки здания. Поскольку театральная части простояли без крыши уже больше десяти лет, состояние конструкций уже было таким, что сохранять их особого смысла не было - все требовалось строить заново. При этом было решено, что объем зала будет уменьшен до 1200-1400 мест. Новый проект Гегелло разработал совместно с Н. А. Митуричем. Однако и этот проект реализован не был.

Только в 1960-х годах по проекту архитектора Е. М. Полторацкого и инженера Л. Н. Бубариной была построена новая театральная часть здания с залом на 1000 мест. Внешне она выдержана в стиле клубной части здания, так что снаружи отличить старую часть от новой можно только по окнчанию фриза.


А вот со стороны двора граница куда заметнее:


К сожалению, современное состояние ДК оставляет желать много лучшего. Так, башня лишилась купола обсерватории.



А часть остекления закрыли.

Так, пострадал эффектный полукруглый ризалит с винтовой лестницей.


Еще немного интерьерных деталей. Лестница:

Мраморный барельеф Кирова:


И еще два барельефа:


ДК получил имя в честь Ивана Ивановича Газа - слесаря Путиловского завода, в годы Гражданской войны ставшего комиссаром бронепоезда №6, а позднее - секретарем райкома и горкома ВКП (б).

А в 1962-м году перед зданием ДК был открыт памятник И. И. Газа:


Его авторы - скульптор Г. Д. Гликман и архитектор Ю. Я. Мачерет.



Еще одна мемориальная доска напоминает о том, что в годы Блокады здесь размещались штабы истребительного батальона Кировского завода и отдельного артиллерийского рабочего дивизиона:

Однако ДК имени Газа связан не только с советским авангардом 1930-х годов. Именно здесь с 22 по 24 декабря 1974-го года прошла выставка художников ленинградского андеграунда, ставшия чрезвычайно значимым событием в его истории.
Фото Г. Приходько:

Конечно, выставки неофициальных художников случались в Ленинграде и раньше. Так, в 1964 году в Эрмитаже прошла «Выставка художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» (выставка была открыта 30-31 марта, а уже 1 апреля закрылась, директор Эрмитажа М. И. Артамонов при этом лишился своей должности), а В 1968-1969 годах три небольших выставки прошли в ДК имени Козицкого. Однако, все они были невелики по размеру и позиционировались как выставки художников-любителей. А в выставке в ДК Газа участвовало сразу 52 художника, а количество зрителей было просто огромным.
"Летучка" в ДК Газа. Стоят А. Леонов, Г. Богомолов, А. Полушкин, И. Иванов, В. Гаврильчик. Сидят: А. Манусов, Ю. Жарких, Е. Захарова, Ю. Галецкий, И. Захаров-Росс, Е. Рухин, Н. Любушкин, Г. Устюгов. Фото Г. Приходько.

Причиной подобных послаблений стали события в Москве. 15 сентября 1974 года московские художники попытались провести выставку на открытом воздухе в лесопарке Беляево. Через полчаса после начала выставка была снесена бульдозерами, так и оставшись в истории русского искусства как «Бульдозерная». Разгром выставки получил международный резонанс, и властям пришлось пойти на уступки, так что уже через две недели была проведена выставка на открытом воздухе в Измайлово.
Участники выставки. Справа - Б. С. Угаров (представитель Ленинградского отделения союза художников). Фото Г. Приходько:
Ослаблением контроля воспользовались и ленинградцы. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. После переговоров удалось согласовать условия выставки: Управление культуры Ленгорисполкома предоставляло помещение во ДК имени Газа (аренда помещения — за государственный счет), само оформление выставки проходило за счет участников (художники скинулись по пять рублей), вход бесплатный. В типографии Кировского завода было отпечатано 500 пригласительных билетов. Долгие дискуссии шли вокруг названия выставки. Власти требовали, чтобы в названии присутствовало выражение «выставка самодеятельных художников», художники категорически отказывались. В итоге зрителей приглашали просто на «выставку произведений живописи, скульптуры и графики».

Работы, представленные на выставке, не должны были содержать порнографии, религиозной и антисоветской пропаганды (за этим следила комиссия из ЛОСХа). Впрочем, границы этих понятий были весьма расплывчатыми, что периодически приводило к казусам.
Евгений Есауленко у афиши выставки. Фото  Г. Приходько:
Вспоминает художник Л. Болмат: «Хотели снять одну из моих. Мы с трепетом ожидали результата цензурного просмотра внизу, в холле, как вдруг вбежал член оргкомитета Юра Жарких и набросился с тревогой на меня: „Что значит Гомо Хазер?!“ Так называлась картинка, небольшого размера, кажется 40х40, которую я представил на выставку. Я испугался: „Что случилось?“ Юра объяснил: „Они хотят убрать твою картинку из-за этой надписи на ней“. Название картинки я включил в композицию графики. „Скажи им: “ГОМО» по-латински — человек, а «ХАЗЕР» по-еврейски — свинья. Так и объясни". Юра умчался отстаивать мое творчество. И отстоял. Дай Бог ему здоровья. А мог и не отстоять, прими Комиссия эту надпись на свой счет".
Участники выставки в канун открытия. В. Овчинников, Г. Устюгов, А. Рапопорт, Г. Богомолов, Ю. Жарких, Ю. Дышленко, А. Манусов, А. Окунь, И. Захаров-Росс, Е. Есауленко, Г. Зубков, Ю. Галецкий. Фото Г. Приходько

Художники сильно нервничали. Многие были уверены, что их арестуют, так что один из участников выставки пришел на нее, прихватив с собой все необходимое в тюрьме. Некоторые из художников в самый последний момент сняли свои работы.
Стоят: А. Васильев, Е. Есауленко, Ю. Галецкий, А. Путилин. Сидят: Ю. Петроченков, О. Лягачев. Фото Г. Приходько:

Участники выставки в ДК Газа. Фото Г. Приходько:


Желающих посетить выставку было чрезвычайно много (судя по описаниям, очередь тянулась от угла ДК Газа к проспекту Стачек и по нему до метро). Поэтому зрителей пускали партиями на полчаса. Затем художники взявшись за руки «выдавливали» зрителей из зала. Руководил всей процедурой полковник милиции Панферов, командовавший через громкоговоритель: «До конца сеанса остается три минуты. Товарищи зрители, заканчивайте осмотр. Товарищи художники, проследите за эвакуацией зрителей из зала».


Фото И. Логинова:

Разумеется, художники пытались протащить вне очереди своих знакомых. Заметивший это Панферов весело командовал:«Художники к стенке! Зрители – за решетку!» Впрочем, не стоит представлять его исключительно солдафоном. Так, по воспоминаниям моего отца, бывшего на этой выставке, Панферов наизусть читал запрещенного в то время Гумилева.
Мой отец на выставку попал как раз по знакомству (один из художников, Анатолий Полушкин, был его одноклассником, плюс к тому он был знаком и с другими авторами). Однако поскольку за полчаса посмотреть выставку было нереально, мой папа во время очищения зала прятался в туалете, а потом выходил и присоединялся к следующей партии зрителей. Забавно, что как вспоминают художники, на выставке были и "искусствоведы в штатском", которые, "когда... выпроваживали очередную партию зрителей, ... дружно скрывались в служебном помещении, чтобы затем вынырнуть и смешаться с очередной партией ".
После окончания выставки было проведено ее обсуждение.
Обсуждение выставки. Фото Г. Приходько:

Не исключено, что давая разрешение на выставку, власти рассчитывали на то, что зрители скажут художникам свое пролетарское «нет» (недаром для размещения выставки был выбран именно ДК имени Газа, расположенный рядом с Кировским заводом). Если такой расчет и был, он не оправдался. Реакция зрителей оказалась положительной. Из 1465 письменных отзывов был 901 положительный, 419 отрицательных и 415 нейтральных (то есть отмечавших как достоинства, так и недостатки выставки).
Портреты участников выставки. Фото Г. Приходько (за исключением фото Юрия Петроченкова):
Юрий Дышленко
Юрий Жарких
Владимир Овчинников.
Анатолий Басин
Николай Любушкин
Алек Рапопорт.
Геннадий Устюгов
Юрий Петроченков
Обычно, первый вопрос, который возникает при обсуждении художественной выставки — качество работ. Но в случае выставки в ДК имени Газа приоритеты были расставлены несколько иначе. Дело в том, что, хоть на выставке и были хорошие работы, общий уровень работ был весьма посредственный, что признавали и сами участники: «выставка была “не очень сильной”, но яркой. Милиция и лимит сеанса в 20 минут создали эффектность выставке:
все 20 минут глаза разбегались, ноги-голова – тоже: благодарный зритель уходил с чувством неудовлетворённости, но стимулированный к собственному творчеству»; «вне выставки, что и швец, и жнец, и на дуде игрец, отдельные работы выглядят хуже – хороши с авторами, многочасовой очередью зрителей-доброжелателей и их милицией». Однако, самым значимым в этой выставке было именно то, что она произошла.

Г. Зубков, В. Смирнов. Фото Г. Приходько:


Ю. Петроченков, Е. Есауленко, А. Путилин, О. Лягачев, А. Васильев:


10 июня, в субботу, состоится экскурсия "По Петроградской стороне
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.
Также в ходе экскурсии мы посетим уникальное фортификационное сооружение, бункер штаба КБФ и осмотрим его изнутри.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: http://babs71.livejournal.com/1003642.html
Tags: Гегелло А. И., История, Кричевский Д. Л., Мачерет Ю. А., Митурич Н. А., Памятники, Петербург, Полторацкий Е. М., Советская архитектура, Фотография
Subscribe
Buy for 110 tokens
21 июля Севастопольская городская избирательная комиссия отказала в регистрации списка «Партии Дела» на выборах в Законодательное собрание города. Как сообщалось ранее, основной причиной стало нарушение, по мнению комиссии, формы подписного листа, а именно не указание в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments