
Первый из них - особняк Г. П. Елисеева (Биржевая линия, 12):

Он был построен в 1884-м году по проекту архитектора А. К. Бруни:

Вензель ГПЕ (Григорий Петрович Елисеев) на фасаде:




К самому особняку на том же участке примыкает здание бывших конюшен (на первом этаже находились лошади, выше - квартиры конюхов, в мансардном этаже - сеновал):

На здании висят мемориальные доски, посвященные ученым, работавшим здесь (в советские времена все три дома Елисеевых отдали Государственному оптическому институту)


Следующее здание - Доходный дом Елисеевых (Биржевая линия, 14):


Он был построен раньше своего соседа, в 1861-1862 годах по проекту Н. П. Гребенки.

Первый этаж занимал магазин Елисеевых, второй - апартаменты хозяина, на третьем этаже находилась контора фирмы, а четвертый был отдан под квартиры служащих.




Мемориальные доски в память об ученых висят и здесь:




Теперь заглянем внутрь. Эти интерьеры здесь появились только в 1893-1894 годах после перестройки здания по проекту Г. П. Барановского.
Вестибюль:



Стены украшены забавными драконами:

Парадная лестница:






Драконы есть и здесь:






Второй этаж - апартаменты хозяина:

Два зеркала напротив друг друга создают иллюзию длинного коридора:


Двери:



Заходим в приемную, оформленную в стиле неогрек:










Из окна приемной можно увидеть бывшие ворота конюшен во дворе (их замуровали, но дверные петли сохранились):

Направо дверь ведет в кабинет хозяина. Так он выглядел при Елисеевых:

А так выглядит сегодня:

Интерьер украшен резьбой и мозаичными вставками:










Камин украшает керамика:


Окна декорированы деревянными колоннами:


Вид на двор:

Свернув из приемной налево, мы попадаем в бальный зал:

Выдержанный в розовой гамме и с декором в виде многочисленных розочек, он более всего напоминает кремовый торт (на мой взгляд, по китчевости он занимает почетное второе место после бального зала в усадьбе Рукавишниковых в Нижнем Новгороде).






Статуя Афродиты, рождающейся из пены:


Плафоны изображают муз и Диониса:





А эта дверь вела в будуар хозяйки дома:

Вот так он когда-то выглядел (судя по всему, бальный зал рядом с этим интерьером нервно курил в сторонке):

Последняя дверь, расположенная прямо напротив входа в приемную, вела в столовую:


Она также была украшена резьбой, майоликой и гипсовой лепниной (пожалуй, это самая симпатичная из всех комнат):








Метка фирмы-изготовителя на майоликовом панно (кому она принадлежала, увы, неизвестно):



И еще немного лестницы:




Напоследок, внутренний двор здания:

Следующее здание (Биржевая линия, 16) изначально имело только два этажа:

Это были склады, построенные еще в первой четверти XIX-го столетия в стиле классицизм.

Позднее, в 1868-1869 годах, архитектор Н. П. Гребенка значительно расширил их.


А в 1938-1939м году А. И. Гегелло (совместно с Б. С. Ребортовичем) надстроил здание еще двумя этажами для нужд ГОИ


Декоративные элементы, как и положено, отражают назначение здания:





Еще один складской корпус (сейчас он перестроен и больше похож на старые гостиные дворы:

А до революции арки были заложены:

Во дворе этого здания стоит еще одно, из красного кирпича:

Здесь когда-то была шоколадная фабрика Елисеевых.


Journal information