Первоначально здесь находился дом, принадлежавший фельдмаршалу Бутурлину, а затем купчихе Кусовниковой.
В 1817-м году его приобретает казна для размещения Императорского училища глухонемых.
Это учебное заведение, первое такого рода в России, было основано в 1806-м году вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
Непосредственным толчком к этому послужила ее встреча с глухонемым мальчиком Александром Меллером в Павловском парке.
Под впечатлением от этой встречи она выписывает из Польши ксендза В.-А. Зыгмунта, которому и поручила возглавить новосозданное опытное училище. Изначально оно содержалось на ее собственные средства (4500 рублей в год). В нем было 12 воспитанников "лишенных слуха и глагола": 6 девочек и 6 мальчиков. В училище был устанавлен шестилетний срок обучения. Учащиеся делились на четыре класса, четвертый класс (для самых младших воспитанников) делился на три отделения. Предметы включали Закон Веры, правильное познание российского и французского языков, основы геометрии, историю, рисование.
В 1810-м году училище было передано в ведение Санкт-Петербургского Опекунского совета и переведено в Петербург. В новом качестве оно открылось 22 февраля 1810-го года. Число воспитанников увеличилось вдвое. Половина из них были воспитанниками Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, а вторая половина - частными пансионерами. Директором училища стал Ж. Б. Жоффре, приглашенный из Парижского института глухонемых.
Училище первоначально располагалось на Выборгской стороне, затем на территории Смольного монастыря, а в 1817-м году, как уже было сказано выше, переезжает на Гороховую улицу. Средства для приобретения дома выделила Мария Федоровна. На выбор дома, вероятно повлияла близость Петербургского воспитательного дома. Для размещения училища дом был перестроен внутри архитектором П. С. Плавовым. Он же в 1821-1822 годах руководит оборудованием домовой церкви на третьем этаже здания.
30 июля 1840-го года училище сгорело, после чего в 1844-1847 годах было еще раз перестроено Плавовым. Именно после этой перестройки оно и приобрело свой современный внешний вид. Единственное изменение было внесено в начале 1860-х годов, когда на крыше установили бронзовый крест, пожертвованный купцом А. Д. Елагиным.
Училище постепенно расширялось. в 1860-е — 1870-е число воспитанников достигало 160 (100 мальчиков и 60 девочек), на занятия допускались также приходящие платные ученики (до 40 детей), а всего за первые сто лет существования училища (1810-1910) через него прошло 2205 детей (1401 мальчик и 804 девочки), из них 1929 человек успешно закончили курс обучения. В 1898 году при училище были созданы курсы, готовившие сурдопедагогов. Также при училище была открыта амбулатория для приема страдающих болезнями уха, горла, носа и нарушениями речи, а также вечерние классы для взрослых, лишившихся слуха в результате болезни, в которых обучали чтению с губ и общеобразовательным предметам.
В честь своего столетия, в 1810-м году училище получило статус Императорского.
После Октябрьской революции училище продолжило свое существование. В 1918-м году его преобразовали в Институт глухонемых со школой при нем. В 1938 заведение получило название «Центральная школа-интернат для детей с расстройствами слуха и речи», в 1948 — «Школа-интернат № 1 для глухих детей». В 1969-м году здание передали Ленинградскому педагогическому институту им. А. И. Герцена, а училище переехало на территорию бывшей усадьбы Ланских (пр. Энгельса, 4А), где и действует до сих пор.
P.S. В субботу, 30 сентября состоится экскурсия состоится экскурсия "От Нарвских ворот в Коломну"
Среди прочего мы увидим:
Подворье Староладожского Успенского женского монастыря - Дача Строганова - Завод "Треугольник" - Провиантские склады - Школа гвардейских подпрапорщиков и памятник Лермонтову - Экспедиция заготовления государственных бумаг - Дом Капустина - Здание Еврейской народной столовой и ритуальных бассейнов - Доходный дом Л. Р. Шредер - Доходный дом В. П. Кондратьева - Особняк Суханова - Синагога - Особняк и доходный дом Шретера.
Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1019547.html
Journal information