Для начала стоит сказать несколько слов о Йонасе Неттере - создателе этой выдающейся коллекции:

Выходец из еврейской семьи из Эльзаса, он работал торговым агентом нескольких известных фирм и был довольно зажиточным человеком. А в 1911-м году, когда ему было уже 43 года он увидел в префектуре, где оформлял документы, картину Мориса Утрилло. Картина эта вызвала его интерес и он начал собирать искусство. К счастью для мирового искусства его финансовое положение не позволяло ему покупать работы известных мастеров. Вместо этого он стал покупать работы начинающих художников и не прогадал, потому что среди этих "начинающих" оказались такие гении, как Модильяни и Сутин. Фактически Неттер платил им жалование (по контракту, заключенному им с Модильяни в 1919-м году, он платил 500 франков в месяц, взамен получая 12-14 работ). В результате, художники могли не беспокоиться о куске хлеба, а Неттер собрал фантастическую коллекцию живописи, часть из которой привезли в Петербург. Совершим по ней небольшую виртуальную прогулку.
Открывает экспозицию портрет самого Неттера работы Моисея Кислинга:

Главный гвоздь выставки, разумеется, Модильяни. Вот эта работа, пожалуй, понравилась мне больше всех:

Роскошная "кариатида":

Портрет Хаима Сутина:





Портрет Жанны Эбютерн - возлюбленной Модильяни:

Леопольд Зборовский - арт-дилер Модильяни. Именно через Зборовского Неттер и финансировал художников.





А вот, кстати, работа самой Жанны Эбютерн. Не сказать, что шедевр, но ведь ценим мы ее не за это. ;-)

Не уступает Модильяни и Сутин (но вот работы его у меня вышли гораздо хуже, что обидно):

Кстати, в аннотации на выставке прочел прелюбопытный факт. Сутин родился в местечке Смиловичи, рано начал рисовать, а в 13 или 14 лет нарисовал сельского раввина. Поскольку рисовать людей в иудаизме запрещено, сын раввина избил Сутина, так что тот попал в больницу. Дело дошло до суда, который присудил Сутину компенсацию 25 рублей. На эти деньги художник и уехал из Смиловичей.





Великолепная "Безумная":





Еще один отличный портрет, но получился у меня он плоховато:

И этот портрет вышел у меня плохо, а он просто великолепен:

Одна из самых интересных, на мой взгляд, работ Сутина - "Подвешенный заяц":



Сюзанна Валлодон начинала как натурщица у Пюви де Шаванна, Ренуара, Тулуз-Лотрека, Дега. Кстати, звали ее не Сюзанна, а Мари-Клементин. Имя Сюзанна ей дал Тулуз-Лотрек, ревновавший ее к другим художникам и заявивший, что она с ними как "Сусанна и старцы".





Сыном Сюзанны Валлодон был Морис Утрилло.

Интересно, что Утрилло уже с 13 лет был хроническим алкоголиком и даже попадал с этим диагнозом в психиатрическую лечебницу. В свое время я читал занятные мемуары Вернера Ланге, в которых он описывал, как Утрилло тиранила его жена и сочувствовал художнику. А теперь у меня шевельнулась мысль, что вполне возможно, жена Утрилло была права, держа художника в ежовых рукавицах.






Вот эта работа у Утрилло понравилась мне больше всех:





Интересные работы Андре Дерена:


И Мориса Вламинка:


Моисей Кислинг. Эта работа пожалуй самая интересная, но плохо вышла:




А эта работа чем-то напоминает наших бубновалетовцев:

Особый интерес выставке придает тот факт, что помимо работ всемирно известных живописцев, на ней целый зал предоставлен под работы художников второго-третьего ряда, которые работали рядом с великими. Они дополняют картину, придавая ей объем.
На первый взгляд выглядит как Дерен (у него есть очень похожие работы), но это Габриэль Фурнье:

А эта "нюшка" - таки Дерен, но какой-то очень хреновенький:

Вот она в кампании других ню:

"Лучший из худших" - Ян Вацлав Завадовский:

Тут сразу три его работы (четвертая - вверху слева - Ренато Пареше):


Красивая работа Адольфа Федера:

А эта вещь опять же заставляет вспомнить нашего Машкова:

Забавный примитив Арона Дейеца

В общем, выставка превосходная, проработает еще долго - до 25 марта. Так что всем, хоть немного интересующимся искусством, посетить ее нужно обязательно.
Journal information