babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Венеция. Скуола и церковь Сан-Рокко

И вновь вернемся в Венецию. Я уже упоминал о "больших скуолах", расказывая о скуоле Сан-Теодоро. А сегодняшний пост посвящен еще одной большой скуоле - скуоле Сан-Рокко (святого Роха). Что интересно, это одна из скуол, которые пережили наполеоновские времена (когда практически все скуолы были закрыты) и действует до сих пор. Вот ее здание (к сожалению, на площади в это время стоял какой-то навес, который перекрыл весь обзор, поэтому снять скуолу удалось фрагментарно):

Само братство святого Роха, ставившее себе целью уход за больными было официально зарегистрировано Советом Десяти в 1481-м году.

Выбор в качестве покровителя именно святого Роха связан с тем, что согласно легендам, он ухаживал за болевшими чумой и сам перенес чуму, поэтому считался защитником от чумы и прочих заразных болезней (качество, в те годы весьма актуальное). Интересно, кстати, что официально канонизировали Роха только в 1629-м году, что, как мы видим, ничуть не мешало его почитанию.


Здание скуолы возводилось с 1515 по 1549 год. Работами последовательно руководили Бартоломео Бон (он построил нижний этаж здания), Санте Ломбардо (он строил здание всего два года и был отстранен из-за конфликта с братством) и Антонио дель Аббонди (Скарпаньино).


Однако при всех достоинствах экстерьера здания, гораздо больший интерес вызывают его интерьеры. Связано это с тем, что здание украшают картины Тинторетто - последнего гения венецианского ренессанса.

Интересно, что на написание картин для залов скуолы в 1564-м году был объявлен конкурс. Принимавший в нем участие Тинторетто схитрил, и представил на конкурс не эскизы, а готовую работу "Святой Рох во славе". Разумеется, картина выглядела куда выигрышнее набросков, так что Тинторетто победил в конкурсе и обеспечил себя работой на 23 года вперед (именно столько времени он писал картины для скуолы).

Надо сказать, картины производят совершенно фантастическое впечатление (а если учесть, что фактически это было мое первое полноценное знакомство с творчеством Тинторетто, я испытывал настоящий художественный шок). Пожалуй, лучше всех сказал об этих картинах Генри Джеймс: "Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать". К сожалению, в скуоле царит полумрак и очень мало работ на фото у меня вышли более-менее прилично (впрочем, фотографии в принципе не передают всего впечатления).

Потрясающий задний план одной из картин - мазок у Тинторетто фантастически свободный:







Ангелочек сейчас надорвется:

Поднимаемся на второй  этаж:









Сразу идем на третий этаж, оставив второй этаж "на сладкое".

"Христос, несущий крест" Джорджоне:

На третьем этаже выставка реликвий скуолы:

А теперь возвращаемся на второй этаж:















Великолепное "Распятие":





















Помимо Тинторетто, чрезвычайно интересны фигуры, выполненные резчиком Франческо Пианто.
"Цицерон, защищающий скульптуру":



"Честь":


"Алчность":



"Меланхолия":


"Невежество":




"Наука":



"Различение добра и зла":



"Гнев":



"Шпион" или "Любопытство":



Между "Гневом" и "Любопытством" находится композиция, означающая "Великолепие в библиотеке":


"Скандал и смущение":


"Честные удовольствия":



А это - портрет самого Тинторетто:



И еще несколько неаттрибутированных фигур:





Рядом со скуолой Сан-Рокко стоит церковь, посвященная этому же святому:

Построил ее в 1489-1508 годах архитектор Бартоломео Бон младший

Однако ее эффектный главный фасад относится к 1760-м годам (его автор - архитектор Бернардино Макаруцци).

Заглянем внутрь:







Tags: Венеция, Зарубежная архитектура, Италия, Путевые заметки
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments