С 1822-го года участком, на котором располагались два строения, каменное и деревянное, владела купеческая жена Никулина. В начале 1860-х годов его покупает жена тайного советника М. Ф. Руадзе.
В 1863-1864 годах архитектор Н. П. Гребенка строит здесь доходный дом (в разных источниках его называют либо домом М. Ф. Руадзе, либо Н. П. Руадзе, вероятно, по фамилии мужа). В доме помимо жилых помещений был предусмотрен зал, который сдавался в аренду под различные общественные и культурные мероприятия.
С 1865-го года в здании располагался Петербургский клуб художников. Клуб устраивал рождественские елки для детей, на одной из которых в 1875-м году побывал Ф. М. Достоевский. Впоследствии он упоминал ее в рассказе "Мальчик у Христа на елке". Проводились здесь благотворительные елки и позднее. Вот например заметка из журнала "Огонек" 1911-го года
Также в этом доме состоялось знакомство И. Е. Репина с писателем В. М. Гаршиным, который стал моделью для картины "Иван Грозный и сын его Иван".
В 1885-м году дом приобретает жена купца II-й гильдии А. И. Павлова.
По ее заказу архитектор А. В. Иванов перестраивает здание.
Интересно сочетание бюстов - Пушкин, Гоголь, Глинка и Аполлон:
Позднее, в 1913-м году театральный зал здания был заново переоформлен гражданским инженером И. И. Бургазалиевым.
20 февраля 1910-го года в этом здании состоялась премьера балета-пантомимы "Карнавал", поставленного М. М. Фокиным на музыку Р. Шумана.
М. П. Бобышов. "Арлекин и Коломбина. Балет "Карнавал". 1915 год
М. П. Бобышов. "Михаил Фокин в балете "Карнавал". 1918
Оформлял спектакль Л. С. Бакст.
Балет предназначался для благотворительного бала, устраиваемого журналом "Сатирикон". Он был поставлен всего за три репетиции. Небольшой зал позволял артистам постоянно смешиваться с публикой, действие переносилось со сцены в зал. Интересно, что на роль Пьеро Фокин назначил не профессионального танцовщика, его сыграл В. Э. Мейерхольд.
М. П. Бобышов. "Михаил Фокин и Вера Фокина в балете "Карнавал"
Спектакль прошел с огромным успехом, поэтому его приобрел для "Русских сезонов" С. П. Дягилев. 20 мая того же года состоялась премьера в Берлине, 4 июня - в Париже, а в 1911 году балет этот появился и на сцене Мариинского театра.
Арлекин - Михаил Фокин:
В. Фокина и А. Булгаков в балете "Карнавал". Париж. 1910:
О популярности этого балета говорит тот факт, что Мейсенская мануфактура в 1914-м году выпустила серию статуэток, посвященную этому балету (скульптор П. Шойрих):
Арлекин и Коломбина
Арлекин
"Пьеро"
Киарина
Эвсевий
Эстрелла
Мейерхольда с этим домом связывает не только участие в "Карнавале". 7 сентября 1913-го года здесь открылась возглавляемая им тетральная студия, проработавшая здесь около года. Так же здесь располагалась редакция журнала "Любовь к трем апельсинам".
В 20-30е годы здесь размещались "Клуб городской охраны" (в нем выступал с чтением своих стихов А. А. Блок), театры "Кривое зеркало", Украинский театр, "Новый театр". Также в здании вплоть до 60-х годов размещалась школа.
С 1937-го года в здании размещался Дом народного творчества (впоследствии превратившийся в Межсоюзный дом самодеятельного творчества). 7 марта 1981-го года при нем был открыт Ленинградский рок-клуб - первая в стране официально признанная организация рок-музыкантов.
Публика в Рок-клубе:
Рок-клуб существовал недолго, до начала 90-х годов, однако оставил яркий след в жизни города.
А с 1995-го года в здании размещается Детский музыкальный театр "Зазеркалье" - один из лучших театров Петербурга, многие спектакли которого увенчаны театральными премиями.
Journal information