Первоначальное двухэтажное здание было построено в 1837-м году архитектором Д. Адамини (в наши дни от него сохранился угловой балкон):
А в 1899-м году здание перестраивается и надстраивается сразу тремя этажами.
Автором этой перестройки стал известный архитектор Алексей Иванович фон Гоген.
Он стал не только архитектором, но и жильцом этого дома, в котором прожил с 1902 по 1910 год.
Алексей фон Гоген.
Заказчиком перестройки был Иван Алексеевич Жевержеев. Этот богатый купец владел фабрикой церковной утвари и тканей, поставляя их по всей России.
Наследником Жевержеева должен был стать его сын, Левкий Иванович Жевержеев, однако куда больше торговли Левкия Жевержеева привлекали искусство и театр.
Левкий Жевержеев с женой и дочерью Тамарой (кстати, она станет женой известного балетмейстера Жоржа Баланчина), 1910:
Левкий Жевержеев, Около 1927 года:
В 1910-м году он становится одним из основателей и председателем литературно-художественного объединения "Союз молодежи" (среди его членов были Михаил Матюшин, Павел Филонов, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, братья Бурлюки...). На средства Жевержеева и при его непосредственном участии были осуществлены такие известные театральные постановки авангардистов, как "Хоромные действа", трагедия "Владимир Маяковский, опера "Победа над солнцем".
Впрочем, интересовал его не только авангард. Жевержеев собрал большую коллекцию артефактов, посвященную русскому театру. В декабре 1915 года он открыл выставку «Памятники русского театра», на которой было представлено 1289 экспонатов, охватывавших период 1772—1915 годов, которую позднее он преобразовал в частный музей.
Летом 1918-го года при Петроградском Отделе ИЗО Наркомпроса была создана Театрально-декорационная секция. Возглавил ее Иосиф Соломонович Школьник, давний знакомый Жевержеева по "Союзу молодежи".
Иосиф Школьник. 1925(?) год
При секции были созданы театрально-декорационные мастерские, которые разместились в бывшем доме Жевержеевых. Возглавил мастерские все тот же Школьник, а Жевержеев стал одним из главных вдохновителей этого начинания.
Изначально предполагалось, что мастерские будут заниматься работой в области театра, но как раз в этой области основная часть замыслов остановилась на уровне эскизов. Зато активная работа развернулась в области плакатов и декоративно-прикладного искусства.
Позднее, в январе 1920-го года мастерские были преобразованы в Декоративный институт.
В мастерских института. 1924 год
Ученики за работой. 1924 год
Творчество мастеров Декоративного института стало яркой страницей в истории советского авангарда. Эти работы получили и международное признание. Декоративный институт принимал участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, проходившей в 1925-м году, где получил два почетных диплома в категориях "Роспись" и "Обучение" (всего у СССР было 30 дипломов) и золотую медаль (всего у СССР было 59 золотых медалей).
Экспозиция музея Декоративного института. 1924:
Зал плаката в музее Декоративного института. 1924:
Экспозиция театральных эскизов в музее Декоративного института. 1924 год:
Экспонаты Декоративного института, отобранные для Парижской выставки. Февраль 1925 года:
К сожалению, в 1926-м году Декоративный институт был присоединен к ГИНХУКу, а вскоре и сам ГИНХУК был закрыт. Тем не менее, он сыграл важную роль в истории русского авангарда. А потому предлагаю взглянуть на репродукции некоторых работ сотрудников института:
Рудольф Френц. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю "Алинур" Всеволода Мейерхольда и Юрия Бонди. 1919:
Рудольф Френц. Эскиз декорации. 1919:
Рудольф Френц. Эскиз декорации. Около 1920:
Рудольф Френц. Эскиз декорации. Около 1922:
Владимир Лебедев. Эскизы декораций к спектаклю "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира. 1919:
Иосиф Школьник. Эскизы декораций к спектаклю "Каин" Джорджа Байрона. 1919:
Вера Ермолаева. Эскиз декорации к пьесе "Как огородник лвух министров обманул и на царевне женился" Константина Ляндау. 1918:
Артур Клетенберг. "Смычка города с деревней". Проект плаката. Февраль 1924-январь 1925:
Артур Клетенберг. "Поднимай произвордство". Проект плаката. Февраль 1924-январь 1925:
Рудольф Френц. "Клятва". Проект плаката. Февраль 1924-январь 1925.
Евсей Витенберг. Уголок Ленина. Февраль 1924-январь 1925:
Рудольф Френц (автор), Сергей Столяров (мастер-исполнитель). Проект оформления "уголка профсоюза". Февраль 1924-январь 1925:
Михаил Векслер. Рекламные плакаты. 1924:
Эскизы плакатов к Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1924-1925:
М. Борисова
Петр Соколов.
Наталия Маковская
Бер Клиорин
Лидия Горохова
Федор Бессмертный
Софья Шульман. Поднос "Пролетарии всех стран соединяйтесь". Не позднее февраля 1925:
Иосиф Школьник (автор), Мария Шульман (мастер-исполнитель). Поднос "Завод". Не позднее февраля 1925:
Любовь Милеева (автор), Софья Шульман (мастер-исполнитель). Поднос "Заводская демонстрация". Не позднее февраля 1925:
Николдай Лапшин (автор), Мария Шульман (мастер-исполнитель). Поднос "Манифестация на площади Урицкого". Не позднее февраля 1925:
Николай Когоут (автор), Софья Шульман (мастер-исполнитель). Поднос "Коммуна". Не позднее февраля 1925:
Любовь Милеева. Поднос "Клятва пионера". Не позднее февраля 1925:
Рудольф Френц (автор), Валентина Трофимова (мастер-исполнитель). Поднос "Демонстрация". Не позднее февраля 1925:
Василий Федоров. Коробка с крышкой "Туесок". 1925:
Коробка с крышкой. 1925:
Рудольф Френц (автор), Валентина Трофимова (мастер-исполнитель). Шкатулка с крышкой "Хоровод". 1922-1925
Коробка с крышкой. 1925:
Рудольф Френц (автор), Валентина Трофимова (мастер-исполнитель). Поднос "Хоровод". Не позднее февраля 1925:
Рудольф Френц (автор), Валентина Трофимова (мастер-исполнитель). Поднос "Водопой (Покупка лошади)". 1922-1925:
Рудольф Френц (автор), Валентина Трофимова (мастер-исполнитель). Поднос "Танго". конец 1924- не позднее февраля 1925:
Валентина Трофимова. Поднос "Цветы". не позднее февраля 1925:
Иосиф Школьник (автор), Софья Шульман (мастер-исполнитель). Тарелка "Пейзаж". 1925
Иосиф Школьник (автор), Мария Шульман (мастер-исполнитель). Коробка с крышкой "Пейзаж". 1925
Коробка с крышкой. 1925:
Коробка с крышкой. 1925:
Journal information