
В 1720-е годы этот квартал занимали пять жилых домов в ступенчатой застройке, возведенных по типовым проектам.

В 1773-м году под размещение Горного училища казна выкупает два дома, ближних к 22-й линии. К этому моменту они принадлежали графу П. В. Шереметеву и были объединены в одно здание с единым фасадом.


В 1773-м году под размещение Горного училища казна выкупает два дома, ближних к 22-й линии. К этому моменту они принадлежали графу П. В. Шереметеву и были объединены в одно здание с единым фасадом.

Само Горное училище было создано указом Екатерины II в 1773-м году. Непосредственным поводом к его основанию явилось обращение в 1771-м году в Берг-коллегию пермского рудопромышленника Измаила Тасимова, который в 1771 году обратился с просьбой об учреждении Горного училища на том же основании, на каком учреждались Кадетские корпуса и Академии. Промышленники обещались платить на содержание данного училища с каждого пуда поставленной ими руды по полуполушке из получаемой на неё платы. Интересно, что изначально был создан не Горный корпус, а Горное училище, что делало это учебное заведение доступным для лиц недворянского происхождения. Закончившие училище получали звание шихтмейстера (чин XIV-го класса) или унтер-офицера.
В 1773-1774 годах полученное училищем здание было перепланировано для учебных целей на средства Берг-коллегии. А в 1787-м году к училищу пристроили двухэтажный с мезонином Музейный флигель, выходящий фасадом на 22-ю линию. В нем разместились Горный музей и библиотека. Работы производились при участии преподавателя училища И. М. Ренофанца.


В 1804-м году училище преобразовывают в Горный кадетский корпус. Это требует расширения занимаемого им здания. Под эти цели выкупают оставшиеся дома квартала. Перестройку всех зданий поручили архитектору А. Н. Воронихин. Составленные им проект и смета были утверждены императором в 1806-м году.

Для руководства работами был создан комитет, в который входили Воронихин и директор корпуса генерал А. И. Корсаков. Помошниками Воронихина были архитектор А. Е. Штауберт и каменных дел мастер М. Руджий.

По проекту Воронихина в 1806-1811 годах возводится центральный корпус с портиком и вестибюлем, а также парадная лестница.


Все здания по набережной были объединены единым фасадом, став боковыми крыльями.



Все здания по набережной были объединены единым фасадом, став боковыми крыльями.


и «Геракл, удушающий Антея» работы С. С. Пименова.



Каменотесные работы в 1809-1811 годах выполняла артель знаменитого мастера С. К. Суханова.




Каменотесные работы в 1809-1811 годах выполняла артель знаменитого мастера С. К. Суханова.
По бокам от портика разместились два фриза с барельефами работы В. И. Демут-Малиновского. Слева находится «Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса».








В 1819-1825 годах здание было частично перепланировано по проекту архитектора А. И. Постникова. Именно тогда сложились интерьеры большинства музейных залов. В дальнейшем, по мере возникновения потребностей возводились также новые флигеля, либо перестраивались старые, но большинство их с улицы не видно.


В наши дни в здание (не будучи студентом или сотрудником Горного университета) можно попасть на бесплатные экскурсии по горному музею. Экскурсий всего две в неделю – они проводятся по субботам, и для участия в них нужно записаться заранее (надежнее всего делать это в понедельник утром, поскольку спрос велик). Принял участие в такой экскурсии и я.
Сразу скажу несколько слов об организации экскурсий. Ведут ее сотрудники института, которые профессиональными экскурсоводами не являются. Поэтому с одной стороны мы надолго зависали в зале с минералами, с другой – пулей пролетели самый интересный для меня зал с моделями горной техники. А уж отдельная песня – фотосъемка. С одной стороны, она вроде как разрешена, с другой стороны – снимать можно только селфи и «общие виды» залов. Поэтому когда я начал снимать интересовавшие меня архитектурные детали, сотрудники просто бились в истерике.


Сразу скажу несколько слов об организации экскурсий. Ведут ее сотрудники института, которые профессиональными экскурсоводами не являются. Поэтому с одной стороны мы надолго зависали в зале с минералами, с другой – пулей пролетели самый интересный для меня зал с моделями горной техники. А уж отдельная песня – фотосъемка. С одной стороны, она вроде как разрешена, с другой стороны – снимать можно только селфи и «общие виды» залов. Поэтому когда я начал снимать интересовавшие меня архитектурные детали, сотрудники просто бились в истерике.
На мой взгляд, однозначно пора поступить с Горным музеем точно так же, как поступили с другими учебными музеями (музеем Академии Художеств и музеем Корпуса инженеров путей сообщений) – превратить их в общедоступные для публики музеи с постоянным персоналом и входной платой, поскольку то, как музей функционирует сейчас – прямое издевательство на посетителем. А теперь, после всех этих предуведомлений, предлагаю взглянуть на сам музей и интерьеры.
Сбор группы в вестибюле:


Коридор первого этажа:

Парадная лестница:



Интересный рисунок перил с изображением горных инструментов:






Забавные часы с гномами (явно уже более поздних времен):

Указ о создании Горного училища:




Артефакты из истории Горного корпуса - наградная шпага за успехи в обучении фехтованию:

И наградная сабля:

Большие друзы и кристаллы:


Музейные залы:



Гермы и статуи создавали лепщик И. Кусков, мраморщик П. Блохин, а мебель по рисункам Постникова - мастер А. Тарасов.








Симпатичная винтовая лестница в соседнем зале:



Самый впечатляющий зал здания - Колонный зал (Минеральный кабинет), был создан еще в XVIII-м столетии.





Плафон зала создан позднее самого зала - в 1822-24 годах по эскизам Д.-Б. Скотти артелью живописцев Ф. Федорова, М. Ширяева и М. Абрамова. Плафон изображает основание Горного искусства в России Петром I (в центре), учреждение Горного корпуса Екатериной II и благосостояние горного дела при Александре I:















Зал с моделями машин (снимать пришлось набегу):






Герб России из изделий Златоустовского завода:

Цельнокованная пальма, созданная для одной из всемирных выставок:

Артиллерия:


Главный зал института:


Деревянная лестница, "обросшая" минералами:

Местная церковь:


Вид из окна на двор (к сожалению, туда группу не водят):


Метеориты:


Окаменелости:




Витрина, подаренная Горному корпусу Александром I:




Journal information