babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петербург. Доходный дом Я. В. Ратькова-Рожнова. 1898-1900

Один из самых заметных и значимых доходных домов в архитектуре Петербурга конца прошлого столетия расположен на улице Пестеля. Это бывший доходный дом Якова Владимировича Ратькова-Рожнова (ул. Пестеля, 13-15).
IMG_8950.JPG
Хотя традиционно владельцем этого дома называют Якова Владимировича Ратькова-Рожнова, фактическим владельцем и заказчиком строительства был его отец - Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, известный миллионер и домовладелец.
IMG_8953.JPG
В 1898-м году он приобретает два соседних участка на улице Пестеля.
IMG_8989.JPG
IMG_8996.JPG
Разработать проект большого доходного дома он приглашает известного архитектора П. Ю. Сюзора (до этого Сюзор уже сотрудничал с Ратьковым-Рожновым, построив для него один доходный дом и перестроив второй). Новый дом строится в 1898-1900 годах
IMG_8952.JPG
IMG_8959.JPG
Поскольку один из участков имел большую глубину, Сюзор для более выгодного использования территории участка применяет новый планировочный прием: он превращает самый большой двор дома в курдонер, отделенный от улицы огромной "триумфальной" аркой.
IMG_8949.JPG
IMG_8948.JPG
IMG_8974.JPG
В результате домовладелец несколько теряет на стоимости квартир, которые могли бы быть размещены на месте арки, зато значительно выигрывает на стоимости квартир в курдонере, которые теперь приближаются по цене к квартирам лицевого корпуса.
IMG_8962.JPG
IMG_8965.JPG
Аналогичный прием Сюзор применяет при строительстве еще одного дома для Ратькова-Рожнова (домовладельцем традиционно пишут другого его сына - Анания Владимировича), который начинают строить на год позже, но заканчивают в том же 1900-м году.
IMG_8966.JPG
О впечатлении, производимом на современников этимим домами хорошо высказался известный литератор В. Б. Шкловский: "На меня бежало будущее, Изменялся город, стали появляться высокие дома с башенками. На многих улицах выросли дома богача Ратькова-Рожнова. В этих домах подворотни высотой в три этажа, и освещенный электричеством двор становится похожим на пустынную улицу".
IMG_8988.JPG
Арка по бокам украшена обелисками с изображением трофеев. Этот прием впервые был применен во Франции, на воротах Сен-Дени (а в России на портале Михайловского замка). Но здесь Сюзор к традиционным трофеям добавляет изображение корабельного носа (намек на то, что Ратьков-Рожнов был владельцем пароходного общества "Самолет":
IMG_8951.JPG
В арке должен был висеть фонарь, от которого осталось только крепление:
IMG_8960.JPG
IMG_8972.JPG
На обратной стороне арки мы можем увидеть монограмму домовладельца:
IMG_8975.JPG
IMG_8976.JPG
А в замковом камне арки - скрещенные факел и якорь (вероятно, очередная отсылка к обществу "Самолет"):
IMG_8977.JPG
Заглянем в подъезд в курдонере.
IMG_8967.JPG
IMG_8968.JPG
IMG_8969.JPG
IMG_8970.JPG
Наличие курдонера не отменяет существования и черных дворов. Один находится позади курдонера:
IMG_8971.JPG
Еще два - сбоку:
IMG_8978.JPG
IMG_8979.JPG
IMG_8980.JPG
IMG_8981.JPG
IMG_8982.JPG
IMG_8985.JPG
IMG_8986.JPG
Забавное объявление в одном из дворов.
IMG_8983.JPG
IMG_8984.JPG
Остальную часть фасада вдоль улицы, а также фасады курдонера украшают эркеры сложной формы.
IMG_8991.JPG
IMG_8999.JPG
IMG_8964.JPG
IMG_8987.JPG
Здание украшено богатым лепным декором, характерным для творчества Сюзора.
IMG_8993.JPG
IMG_9000.JPG
Еще один парадный подъезд, на этот раз со стороны улицы. Он все-таки несколько просторнее, чем подъезд в курдонере.
IMG_9008.JPG
IMG_9004.JPG
IMG_9005.JPG
IMG_9006.JPG
IMG_9007.JPG
Tags: Дореволюционная архитектура, Петербург, Сюзор П. Ю.
Subscribe
promo babs71 may 19, 14:46 6
Buy for 100 tokens
1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище". Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments