
Хотя традиционно владельцем этого дома называют Якова Владимировича Ратькова-Рожнова, фактическим владельцем и заказчиком строительства был его отец - Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, известный миллионер и домовладелец.

В 1898-м году он приобретает два соседних участка на улице Пестеля.


Разработать проект большого доходного дома он приглашает известного архитектора П. Ю. Сюзора (до этого Сюзор уже сотрудничал с Ратьковым-Рожновым, построив для него один доходный дом и перестроив второй). Новый дом строится в 1898-1900 годах


Поскольку один из участков имел большую глубину, Сюзор для более выгодного использования территории участка применяет новый планировочный прием: он превращает самый большой двор дома в курдонер, отделенный от улицы огромной "триумфальной" аркой.



В результате домовладелец несколько теряет на стоимости квартир, которые могли бы быть размещены на месте арки, зато значительно выигрывает на стоимости квартир в курдонере, которые теперь приближаются по цене к квартирам лицевого корпуса.


Аналогичный прием Сюзор применяет при строительстве еще одного дома для Ратькова-Рожнова (домовладельцем традиционно пишут другого его сына - Анания Владимировича), который начинают строить на год позже, но заканчивают в том же 1900-м году.

О впечатлении, производимом на современников этимим домами хорошо высказался известный литератор В. Б. Шкловский: "На меня бежало будущее, Изменялся город, стали появляться высокие дома с башенками. На многих улицах выросли дома богача Ратькова-Рожнова. В этих домах подворотни высотой в три этажа, и освещенный электричеством двор становится похожим на пустынную улицу".

Арка по бокам украшена обелисками с изображением трофеев. Этот прием впервые был применен во Франции, на воротах Сен-Дени (а в России на портале Михайловского замка). Но здесь Сюзор к традиционным трофеям добавляет изображение корабельного носа (намек на то, что Ратьков-Рожнов был владельцем пароходного общества "Самолет":

В арке должен был висеть фонарь, от которого осталось только крепление:


На обратной стороне арки мы можем увидеть монограмму домовладельца:


А в замковом камне арки - скрещенные факел и якорь (вероятно, очередная отсылка к обществу "Самолет"):

Заглянем в подъезд в курдонере.




Наличие курдонера не отменяет существования и черных дворов. Один находится позади курдонера:

Еще два - сбоку:







Забавное объявление в одном из дворов.


Остальную часть фасада вдоль улицы, а также фасады курдонера украшают эркеры сложной формы.




Здание украшено богатым лепным декором, характерным для творчества Сюзора.


Еще один парадный подъезд, на этот раз со стороны улицы. Он все-таки несколько просторнее, чем подъезд в курдонере.





Journal information