babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Питерский календарь. 13 февраля.

В этот день 149 лет назад, 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1870 года состоялась церемония торжественного открытия первого участка Финляндской железной дороги от Петербурга до Выборга. Епископ Выборгский Тихон провел церемонию освящения здания Финляндского вокзала, а также подвижного состава, после чего в путь отправился первый срочный поезд. Истории зданий Финляндского вокзала и будет посвящен сегодняшний пост.
IMG_2266.JPG
Железная дорога, которая должна была связать столицы Российской империи и Великого княжества Финляндского, строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог. Поскольку участок дороги Белоостров (Валкеасаари) - Санкт-Петербург находился за пределами административных границ Финляндии, был издан специальный указ Александра II, в соответствии с которым участок на территории России также подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог.
photo_345-353329.jpg
Для ускорения и удешевления строительства новая дорога примыкала к существовавшей линии Хельсинки - Хямеенлинна (Гельсингфорс - Тавастгус) на станции Риихимяки.
lt1eyblhdqnsn8nxo3.jpg
Линия  Риихимяки - Санкт-Петербург начала строиться в 1868 году. Уже 1 ноября 1869 года открылся для движения участок Риихимяки - Лахти, 1 февраля 1870 года (как уже сказано выше) - участок Санкт-Петербург - Выборг. Полностью дорога была введена в строй 11 сентября 1870 г.
rdfq59z2499hzz1bnw.jpg
Здание железнодорожного вокзала в Петербурге было построено по проекту архитектора П. С. Купинского и выглядело весьма нетипично для вокзалов Петербурга.
a0dab73e47b870f1e33ba1690494a130.jpg
Если практически все вокзалы Петербурга являлись тупиковыми (здание вокзала располагается в конце путей), здание Финляндского вокзала являлось береговым (расположено сбоку от путей). Такое расположение связано с тем, что на территории современной площади Ленина размещалась товарная станция (такое ее расположение позволяло удобно осуществлять перегрузку с железнодорожного на речной транспорт и обратно)..
fa34307dc47faf5c88ca847cc998346c.jpg
Такое расположение вокзала определяло и его внешний облик - протяженное одноэтажное здание с двухэтажными ризалитами.
19f6c0e022ac9bd3763cd30483888b28.jpg
Именно в это здание в 1917-м году приехал В. И. Ленин. Правда с броневика он выступал не на площади Ленина, а на небольшой площади наискосок от здания вокзала. Именно там в 1924-м году и был первоначально установлен известный памятник Ленину.
3qs0vck2id65fq1olt.jpg
a5926a7d4b9573e5492b203fd7269e1e.jpg
В годы блокады вокзал служил центром эвакуации ленинградцев. Отсюда на поездах их везли к берегу Ладоги, где они пересаживались на автомобили или суда.
IMG_2233.JPG
16.jpg

3832ac7bb6446ca190bb63961155ca2c.jpg
9f2313a76d89749fe9eacae4ad3e63ba.jpg
После войны товарная станция у берега Невы была ликвидирована и здесь была запроектирована новая площадь Ленина. Сюда был перенесен памятник вождю. Замкнуть площадь с северной стороны площадь должно было новое здание Финляндского вокзала (теперь оно должно было быть тупиковым).
photo_276-282690.jpg
Разработкой проекта здания с 1946-го года занимался главный архитектор города Н. В. Баранов.
photo_276-282685.jpg
photo_276-282687.jpg
Здание должно было играть роль центра композиции площади и задавать ее ось симметрии, поэтому здание венчала высокая башня со шпилем.
L194860.jpg
Однако в рамках Ленинградского дела Баранов был снят с должности главного архитектора и покинул Ленинград. А руководство города потребовало от архитекторов отказаться от башни. Вот так выглядел проект вокзала, утвержденный в 1952-м году.
IMG_0007.jpg
Строительство вокзала началось в 1955-м году.
IMG_2263.JPG
Чуть позднее Баранов смог вмешаться в возведение здания и добиться восстановления в проект башни. Однако поскольку фундаменты уже были заложены, башня вышла меньшей высоты, чем изначально было запланировано (более высокую башню не выдержали бы фундаменты).
IMG_2261.JPG
В ходе строительства изменился и внешний облик вокзала. Изначальный проект был выдержан в духе сталинской неоклассики.
IMG_2250.JPG
Построенное здание более характерно для архитектуры конца 1950-х годов, когда в качестве образца для подражания использовалась итальянская неоклассика 30-х годов, которая представляла собой удобный вариант стиля, переходного от классики к модернистской архитектуре.
IMG_2240.JPG
Фасад здания вокзала представляет собой осовремененный вариант портика, где колонны заменены пилонами - прием, популярный в это время (в качестве примеров можно вспомнить здания ТЮЗа и телецентра на улице Чапыгина).
IMG_2260.JPG
Строительство вокзала завершилось в 1960-м году.
IMG_2262.JPG
Помимо Баранова авторами построенного здания являются архитекторы П. А. Ашастин, Я. Н. Лукин и инженер-конструктор И. А. Рыбин.
IMG_2229.JPG
Так выглядит кассовый зал вокзала:
IMG_2185.JPG
IMG_2184.JPG
IMG_2183.JPG
IMG_2182.JPG
IMG_2181.JPG
Фасад вокзала украшают барельефы на революционную тему.
IMG_2258.JPG
IMG_2257.JPG
IMG_2256.JPG
IMG_2255.JPG
IMG_2254.JPG
IMG_2253.JPG
Они отлиты из чугуна и окрашены в черный цвет, аналогичный цвету памятник Ленину.
IMG_2252.JPG
IMG_2251.JPG
IMG_2249.JPG
IMG_2248.JPG
IMG_2247.JPG
Их авторы - молодые выпускники училища имени Мухиной Л. Л. Михайлёнок, В. И. Мухин, А. В. Семченко, Г. В. Хонин. Общее руководство скульптурной частью здания осуществлял архитектор Лукин.
IMG_2246.JPG
IMG_2245.JPG
IMG_2244.JPG
IMG_2243.JPG
IMG_2242.JPG
IMG_2241.JPG
Угловую часть здания вокзала занимает наземный вестибюль станции метро площадь Ленина.
IMG_2267.JPG
Его украшает мозаика, изображающая выступающего Ленина, созданная художниками А. А. Мыльниковым и А. Л. Королевым.
IMG_2268.JPG
Одновременно, в 1957-м году прокладывается подземный переход на платформы с характерными павильонами выходов.
IMG_2228.JPG
IMG_2226.JPG
IMG_2225.JPG
К сожалению, в наши дни эти переходы для пассажиров недоступны ни на вход (по причине требований безопасности), ни на выход (по причине контроля оплаты проезда). Также недоступен для пассажиров прямой проход из вестибюля метро в кассовый зал вокзала.
IMG_2224.JPG
IMG_2191.JPG
Изначально новое здание вокзала сосуществовало со старым зданием (была снесена только угловая часть старого вокзала).
27.jpg
fb64c07bddecb5e6f97cfe20dc356213.jpg
Однако позднее на месте старого вокзала были построены новые корпуса. По всей вероятности, это произошло в конце 70-начале 80-х годов (во второй половине 70-х годов я активно ездил с Финляндского вокзала и, насколько я помню, в то время все еще существовало старое здание).
IMG_2239.JPG
От старого вокзала сохранили только один ризалит (его часто именуют центральным, но насколько можно судить по его виду и местоположению, это левый ризалит здания), вмонтированный в новое здание.
IMG_2236.JPG
IMG_2189.JPG
IMG_2232.JPG
Спасительным для этого кусочка старины стало имя Ленина - самый сильный оберег для исторических артефактов в советское время.
IMG_2234.JPG
Еще один объект, связанный с Лениным, располагается на платформе. Это паровоз, на котором Ленин уезжал в 1917-м году в Финляндию и возвращался из нее. Уникальная машина (всего было 22 паровоза серии Н2, построенных для Финляндской железной дороги, сохранился только этот) была подарена в 1957-м году Финляндией.
IMG_2186.JPG
IMG_2187.JPG
Рядом с павильоном паровоза стоит мемориальная доска, отмечающая ленинские места Карельского перешейка. Роза ветров была изначально украшена каким-то прозрачным кристаллом, но сейчас он отсутствует.
IMG_2188.JPG
Рядом с ней стоит свежепоставленный крест в память о железнодорожниках, погибших на Дороге Жизни.
IMG_2230.JPG
IMG_2231.JPG
Tags: Ашастин В. А., Баранов Н. В., История, Лукин Я. Н., Петербург, Советская архитектура
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments