
Сам завод ведет свою историю с 1857-го года, когда купец Растеряев получил разрешение на открытие нового завода на правом берегу Невы, рядом с дачей Дурново. Изначально завод выпускал проволоку, а также различный металлический ширпотреб.

Постепенно завод растет в 1870-1890-е годы становится крупным предприятием. Вот так выглядело это предприятие в 1870-е годы:

Завод обустраивает системы отопления в Зимнем дворце, производит различные металлоконструкции, среди них Большая Пальмовая оранжерея в Ботаническом саду, конструкции павильонов для Нижегородской Всероссийской выставки, конструкции световых фонарей московских Верхних торговых рядов. Активно строились железнодорожные мосты (с 1870-х годов вплоть до конца XIX века их построили 1350). Участвовал завод и в военных проектах - здесь изготавливались орудийные лафеты, барбетные и башенные установки для броненосцев. Позднее у завода при заводе появилась собственная верфь и он участвовал в строительстве миноносцев. А в советское время завод стал специализироваться в области турбостроения. Также здесь по прежнему выпускались строительные конструкции, которые использовались при строительстве ленинградского метро, концертного зала «Октябрьский», дворца спорта «Юбилейный», моста Александра Невского.

Как у практически всех дореволюционных заводов, здания Металлического завода многократно надстраивались и перестраивались (среди архитекторов, работавших на заводе, были П. В. Алиш и Р. А. Берзен, о работах которых я уже писал в своем блоге). Следы эти хорошо видны на стенах. Этот корпус изначально имел три этажа, но позднее был надстроен четвертым (надстройка явно проводилась в эпоху модерна, о чем говорят характерные окна):

Примерно тогда же, вероятно, был построен и этот корпус:


Судьба этого корпуса особенно интересна. Изначально он имел два этажа и был гораздо уже (его ширину, как можно видеть на фотографии 1870-х годов) задавала вывеска между двух ризалитов.


Слева были ворота, справа еще одни ворота и одноэтажная проходная (снимок 1905-го года):

К 1912-му году корпус расширяют влево, а справа на месте одноэтажной проходной строят уже двухэтажный корпус:

А примерно к 1915-му году надстраивается трехэтажный корпус:


А на месте двухэтажного корпуса строится новый корпус с часовой башней:




Эти изменения хорошо видны на фотографии достройки эсминца "Забияка":

В 1920-е годы корпус почти сформировался:

Но позднее ему надстроили еще один этаж, а башня лишилась купола:


Еще одно изменение, которое мы можем заметить, рассматривая старые фото - вывеска. Некоторое время завод носил имя Сталина, что и видно на фото:


К сожалению, в позднесоветские времена территорию завода целиком обстроили более современными цехами, которые, однако, смотрятся гораздо более скучно. Снимать их я уже не стал. Но в дополнение предлагаю взглянуть на старые фотографии, отражающие жизнь этого предприятия.
КБ котельного производства:

Артиллерийское КБ:

Кузнечная мастерская:

Токарная мастерская:

Механосборочное отделение:

"Механическая галерка" котельной мастерской:

"Темная" токарная мастерская:

Лафетная мастерская:

На испытательном стенде паровая турбина для Ям-Ижорской верфи. 1916:

Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия:

Артиллерийская установка:

В заводском медпункте:

Заводской госпиталь, открытый в годы Первой Мировой:

Металлисты на заводском митинге против войны. Июнь 1917:

Совет старост. 1917 год:

У первой паровой турбины мощностью 2000 квт. 1924 год:

Турбина Земо-Ачальской ГЭС. 1925:

Рабочее колесо первой ковшовой гидротурбины мощностью 8100 квт для Северной Осетии:

Турбина мощностью 10000 квт на испытательном стенде. 1925 год:

М. И. Калинин и К. Е. Ворошилов во время посещения завода в 1925-м году:

С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе в турбинной мастерской 28 марта 1927 года:

Работники паротурбинного цеха у одной из первых турбин. 1930 г.

Общий вид паровой турбины мощностью 25000 квт. 1930 г:

Артисты с турбостроителями во время съемок фильма "Встречный". 1931(?) г.:

В гостях у турбостроителей джаз Л. Утесова. 1931 г.

Женская спортивная команда. 1932 г.:

Паротурбинный цех. 1936 г.:

На ЛМЗ. 1935-1940. Фотограф И. Шагин:

Запись добровольцев на фронт. 1941 г.:

Ремонт танков КВ:

Бригада И. Булыгиной:

Учащиеся ремесленного училища осваивают военную продукцию:


ЛМЗ имени Сталина. 1953 год. Фотограф А. Гаранин:

Л. И. Брежнев на ЛМЗ. 1960 г.:

Ю. А. Гагарин на заводе. 1962 г.:

18 мая, в субботу состоится экскурсия "По Волковой деревне".
Главной достопримечательностью этого района города являются три кладбища - музей-некрополь "Литераторские мостки", Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища, на которых покоятся многие выдающиеся люди. Однако и кроме них в этом районе есть интересные памятники архитектуры в исполнении таких известных архитекторов, как И. И. Фомин, Ф. И. Лидваль, Ю. Ю. Бенуа, В. О. Мунц.
Мы увидим:
Школу на набережной реки Волковки - Волковское лютеранское кладбище - Волковскую купеческую богадельню - Николаевский дом призрения - Училище при Николаевском доме призрения - Лиговский народный дом графини Паниной - "Литераторские мостки" - Волковское православное кладбище.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:https://babs71.livejournal.com/1150129.html
Journal information