babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петербург. Металлический завод

На Свердловской набережной можно увидеть интересный краснокирпичный комплекс промышленных зданий. Выстроенные в разное время корпуса смотрятся несколько хаотично, но живописно.
IMG_3237.JPG
Сам завод ведет свою историю с 1857-го года, когда купец Растеряев получил разрешение на открытие нового завода на правом берегу Невы, рядом с дачей Дурново. Изначально завод выпускал проволоку, а также различный металлический ширпотреб.
IMG_3228.JPG
Постепенно завод растет в 1870-1890-е годы становится крупным предприятием. Вот так выглядело это предприятие в 1870-е годы:
hyyu1zifdl0mtrkloj.jpg
Завод обустраивает системы отопления в Зимнем дворце, производит различные металлоконструкции, среди них Большая Пальмовая оранжерея в Ботаническом саду, конструкции павильонов для Нижегородской Всероссийской выставки, конструкции световых фонарей московских Верхних торговых рядов. Активно строились железнодорожные мосты (с 1870-х годов вплоть до конца XIX века их построили 1350). Участвовал завод и в военных проектах - здесь изготавливались орудийные лафеты, барбетные и башенные установки для броненосцев. Позднее у завода при заводе появилась собственная верфь и он участвовал в строительстве миноносцев. А в советское время завод стал специализироваться в области турбостроения. Также здесь по прежнему выпускались строительные конструкции, которые использовались при строительстве ленинградского метро, концертного зала «Октябрьский»,  дворца спорта «Юбилейный», моста Александра Невского.
IMG_3264.JPG
Как у практически всех дореволюционных заводов, здания Металлического завода многократно надстраивались и перестраивались (среди архитекторов, работавших на заводе, были П. В. Алиш и Р. А. Берзен, о работах которых я уже писал в своем блоге). Следы эти хорошо видны на стенах. Этот корпус изначально имел три этажа, но позднее был надстроен четвертым (надстройка явно проводилась в эпоху модерна, о чем говорят характерные окна):
IMG_3234.JPG
Примерно тогда же, вероятно, был построен и этот корпус:
IMG_3259.JPG
IMG_3260.JPG
Судьба этого корпуса особенно интересна. Изначально он имел два этажа и был гораздо уже (его ширину, как можно видеть на фотографии 1870-х годов) задавала вывеска между двух ризалитов.
IMG_3232.JPG
IMG_3266.JPG
Слева были ворота, справа еще одни ворота и одноэтажная проходная (снимок 1905-го года):
Scan_20190427 (8).jpg
К 1912-му году корпус расширяют влево, а справа на месте одноэтажной проходной строят уже двухэтажный корпус:
2aea8b3bb7a07bf7033eb86eb95d652d.jpg
А примерно к 1915-му году надстраивается трехэтажный корпус:
IMG_3268.JPG
IMG_3269.JPG
А на месте двухэтажного корпуса строится новый корпус с часовой башней:
IMG_3231.JPG
IMG_3233.JPG
IMG_3265.JPG
IMG_3271.JPG
Эти изменения хорошо видны на фотографии достройки эсминца "Забияка":
Scan_20190427 (11).jpg
В 1920-е годы корпус почти сформировался:
04da9fd27e299edc688c1c46b3aabe6f.jpg
Но позднее ему надстроили еще один этаж, а башня лишилась купола:
IMG_3263.JPG
IMG_3262.JPG
Еще одно изменение, которое мы можем заметить, рассматривая старые фото - вывеска. Некоторое время завод носил имя Сталина, что и видно на фото:
ig86o0vyv1it86a874.jpg
dle9udw5473djzhwlg.jpg
К сожалению, в позднесоветские времена территорию завода целиком обстроили более современными цехами, которые, однако, смотрятся гораздо более скучно. Снимать их я уже не стал. Но в дополнение предлагаю взглянуть на старые фотографии, отражающие жизнь этого предприятия.

КБ котельного производства:
Scan_20190427.jpg

Артиллерийское КБ:
Scan_20190427 (2).jpg

Кузнечная мастерская:
111.jpg

Токарная мастерская:
Scan_20190427 (3).jpg

Механосборочное отделение:
Scan_20190427 (4).jpg

"Механическая галерка" котельной мастерской:
Scan_20190427 (5).jpg

"Темная" токарная мастерская:
Scan_20190427 (6).jpg

Лафетная мастерская:
2.jpg

На испытательном стенде паровая турбина для Ям-Ижорской верфи. 1916:
Scan_20190427 (7).jpg

Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия:Scan_20190427 (9).jpg

Артиллерийская установка:
Scan_20190427 (10).jpg

В заводском медпункте:
Scan_20190427 (12).jpg

Заводской госпиталь, открытый в годы Первой Мировой:
Scan_20190427 (15).jpg

Металлисты на заводском митинге против войны. Июнь 1917:
4.jpg

Совет старост. 1917 год:
Scan_20190427 (18).jpg

У первой паровой турбины мощностью 2000 квт. 1924 год:
Scan_20190427 (19).jpg

Турбина Земо-Ачальской ГЭС. 1925:
5.jpg

Рабочее колесо первой ковшовой гидротурбины мощностью 8100 квт для Северной Осетии:
6.jpg

Турбина мощностью 10000 квт на испытательном стенде. 1925 год:
Scan_20190427 (20).jpg

М. И. Калинин и К. Е. Ворошилов во время посещения завода в 1925-м году:
Scan_20190427 (21).jpg

С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе в турбинной мастерской 28 марта 1927 года:
z2rjpq6ds7j0llf160.jpg

Работники паротурбинного цеха у одной из первых турбин. 1930 г.
Scan_20190427 (22).jpg

Общий вид паровой турбины мощностью 25000 квт. 1930 г:
Scan_20190427 (23).jpg

Артисты с турбостроителями во время съемок фильма "Встречный". 1931(?) г.:
Scan_20190427 (24).jpg

В гостях у турбостроителей джаз Л. Утесова. 1931 г.
3.jpg

Женская спортивная команда. 1932 г.:
Scan_20190427 (27).jpg

Паротурбинный цех. 1936 г.:
Scan_20190427 (28).jpg

На ЛМЗ. 1935-1940. Фотограф И. Шагин:
kg71en8fpdpipdfj2y.jpg

Запись добровольцев на фронт. 1941 г.:
Scan_20190427 (29).jpg

Ремонт танков КВ:
Scan_20190427 (31).jpg

Бригада И. Булыгиной:
Scan_20190427 (32).jpg

Учащиеся ремесленного училища осваивают военную продукцию:
Scan_20190427 (33).jpg

3e73deb80b59ced340aac4f7d6641ce7.jpg

ЛМЗ имени Сталина. 1953 год. Фотограф А. Гаранин:
4qfqcfpwddjxntkehx.png

Л. И. Брежнев на ЛМЗ. 1960 г.:
Scan_20190427 (35).jpg

Ю. А. Гагарин на заводе. 1962 г.:
Scan_20190427 (34).jpg

18 мая, в субботу состоится экскурсия "По Волковой деревне".

Главной достопримечательностью этого района города являются три кладбища - музей-некрополь "Литераторские мостки", Волковское лютеранское и Волковское православное кладбища, на которых покоятся многие выдающиеся люди. Однако и кроме них в этом районе есть интересные памятники архитектуры в исполнении таких известных архитекторов, как И. И. Фомин, Ф. И. Лидваль, Ю. Ю. Бенуа, В. О. Мунц.

Мы увидим:
Школу на набережной реки Волковки - Волковское лютеранское кладбище - Волковскую купеческую богадельню - Николаевский дом призрения - Училище при Николаевском доме призрения - Лиговский народный дом графини Паниной - "Литераторские мостки" - Волковское православное кладбище.

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:https://babs71.livejournal.com/1150129.html
Tags: Алиш П. В., Берзен Р. А., Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Фотография
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments