babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

О маяках и памятниках.

В 1877 году, во время ремонта кафедрального собора в Санто-Доминго, рабочие нашли за алтарем ящик с надписью "Прославленный и значительный человек, дон Кристобал Колон". Внутри находились человеческие останки, и судя по надписи, принадлежали они Христофору Колумбу. И в 1923-м году, на Пятой Панамериканской конференции было принято решение поставить в Санто-Доминго маяк-памятник Колумбу.
Для выбора проекта памятника в 1928 году был объявлен международный конкурс (а итоги его были подведены в 1929-м году). В нем приняли участие 455 архитекторов из 48 стран мира. 
Активное участие в конкурсе приняли и архитекторы СССР. И большинство проектов далеко опережали свое время. Вот, например, как описывал свой проект архитектор Иван Леонидов:
"Цель: Памятник должен быть конденсатором всех достижений мирового прогресса, местом широковещания о жизни и роли деятеля и о движении мировой истории.
Средства: Радио, радиоизображения, воздушный и морской порт, кино, музей и т.д. — средства, вещающие миру о жизни и роли деятеля и о достижении мирового прогресса…
Радиопорт организуется двумя мачтами по 300 метров. Во всех городах мира на открытых площадях и в исторических музеях устанавливаются специальные экраны, на которые с помощью радиопередачи изображений проектируется история Колумба, которая снимается на киноленты и отображает прогресс мировой культуры. Пароходы также имеют экраны…
Научные лаборатории — мозг памятника, где вырабатывается его рабочий план:
1) радио,
2) кино,
3) обсерватория,
4) институт межпланетных сообщений, ставящий своей целью разрешение проблем межпланетных сообщений средствами последних достижений науки и техники; его демонстрационным полем служит аэродром и окружающая местность,
5) зал мировых научных и технических съездов, которые организуются при помощи радио…
В заключение считаю, что только данная система памятника Колумбу могла бы быть культурным вкладом в историю человечества".
А вот проект архитектора Константина Мельникова, представляющий собой гигантский мобиль:

Памятник состоит из двух конусов (верхний врезан в нижний примерно на треть высоты). Верхний конус вращается с помощью крыльев под воздействием ветра (крылья при этом занимали такую позицию, в которой они максимально жестко противостояли ветровым нагрузкам и обеспечивали устойчивость всего сооружения).
В нижнем, неподвижном конусе монумента в центре основного зала расположен меньший прозрачный конус, внутри которого урна с прахом и статуя Колумба. Вода от дождя из верхнего конуса, как из воронки, должна омывать этот малый конус. Причем вращающиеся крылья могли, находясь в определенном положении, перекрывать путь дождевой воде и открывать сброс воды к турбине, которая поворачивала статую на тот или иной угол в зависимости от интенсивности дождя.
Отразился этот конкурс и в творчестве Якова Чернихова. Вот один из вариантов памятника из цикла работ "Основы современной архитектуры):

Однако, жюри конкурса было достаточно консервативно (или реалистично), поэтому единственным проектом из СССР, отмеченным жюри (т.н. "Почетный отзыв"), стал проект Николая Лансере.
Вот так выглядел первый вариант проекта:


А вот так - второй вариант, который и получил премию:

А победил в конкурсе начинающий шотландский архитектор Джозеф Ли Глив, проект которого и был в итоге реализован (правда, из-за постоянной нехватки средств, достроили маяк только в 1992-м году). Памятник представляет собой гигантский бетонный крест, лежащий на земле: 
 
На мой взгляд, он скорее похож на бункер, чем на маяк.


По ночам мощные лампы, установленные на маяке, рисуют в небе светящийся крест (но из-за нехватки электроэнергии, случается такое довольно редко): 
 
Однако, это еще не вся история. Через два года после окончания конкурса, в 1931-м году был объявлен еще один конкурс на маяк-памятник. Располагаться он должен был в Ленинградском торговом порту, и должен был прославлять, естественно, Ленина. 
Вот как 8 декабря 1931 года писала об этом "Правда":
"ЛЕНИНГРАД, 6 декабря. (Наш корр.). В Ленинградском торговом порту создан комитет по сооружению памятника Ленину. Этот памятник, по предварительно выработанному проекту, должен явиться первым по величине во всем мире. Высота памятника, который одновременно будет служить маяком - 120 метров. Организованы 4 бригады во главе с известными ленинградскими скульпторами, которые разрабатывают проект будущего памятника. Кроме того, созданы две бригады из московских скульпторов во главе с Андреевым и Меркуловым. Памятник будет поставлен на раздвижной дамбе. В связи с этим, поставлен вопрос о переименовании Морского канала в канал им. Ленина. В порту развернулась широкая кампания по сбору средств в фонд постройки памятника..."
Вот как выглядели варианты маяка, представленные на конкурс:
 В. С. Рожновский
И. Г. Лангбард (он, кстати, участвовал и в конкурсе на маяк Колумба)
А победителем конкурса стал Ной Троцкий:
 
Как и подавляющее большинство конкурсов (начиная от крематория в Александро-Невской лавре и заканчивая Дворцом Советов), маяк так и не был построен, хотя от этой идеи отказались далеко не сразу. Вот еще несколько эскизов очередного конкурса на эту тему, датированные 1942-1943 годом:
И. Г. Лангбард:
  
В. В. Федотов: 
 
P. S.: В посте использованы фотографии с сайта http://lighthouse21v.narod.ru/ и ЖЖ rdp4v 

Upd: А здесь можно увидеть видеоролик с реконструкцией мельниковского памятника и его использование в фильме "Бэтмен навсегда": 
http://agitarch.livejournal.com/2008/04/28/
Tags: Зарубежная архитектура, История, Лангбард И. Г., Лансере Н. Е., Мельников К. С., Рожновский В. С., Советская архитектура, Троцкий Н. А., Федотов В. В.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments