Для выбора проекта памятника в 1928 году был объявлен международный конкурс (а итоги его были подведены в 1929-м году). В нем приняли участие 455 архитекторов из 48 стран мира.
Активное участие в конкурсе приняли и архитекторы СССР. И большинство проектов далеко опережали свое время. Вот, например, как описывал свой проект архитектор Иван Леонидов:
"Цель: Памятник должен быть конденсатором всех достижений мирового прогресса, местом широковещания о жизни и роли деятеля и о движении мировой истории.
Средства: Радио, радиоизображения, воздушный и морской порт, кино, музей и т.д. — средства, вещающие миру о жизни и роли деятеля и о достижении мирового прогресса…
Радиопорт организуется двумя мачтами по 300 метров. Во всех городах мира на открытых площадях и в исторических музеях устанавливаются специальные экраны, на которые с помощью радиопередачи изображений проектируется история Колумба, которая снимается на киноленты и отображает прогресс мировой культуры. Пароходы также имеют экраны…
Научные лаборатории — мозг памятника, где вырабатывается его рабочий план:
1) радио,
2) кино,
3) обсерватория,
4) институт межпланетных сообщений, ставящий своей целью разрешение проблем межпланетных сообщений средствами последних достижений науки и техники; его демонстрационным полем служит аэродром и окружающая местность,
5) зал мировых научных и технических съездов, которые организуются при помощи радио…
В заключение считаю, что только данная система памятника Колумбу могла бы быть культурным вкладом в историю человечества".
А вот проект архитектора Константина Мельникова, представляющий собой гигантский мобиль:
Памятник состоит из двух конусов (верхний врезан в нижний примерно на треть высоты). Верхний конус вращается с помощью крыльев под воздействием ветра (крылья при этом занимали такую позицию, в которой они максимально жестко противостояли ветровым нагрузкам и обеспечивали устойчивость всего сооружения).
В нижнем, неподвижном конусе монумента в центре основного зала расположен меньший прозрачный конус, внутри которого урна с прахом и статуя Колумба. Вода от дождя из верхнего конуса, как из воронки, должна омывать этот малый конус. Причем вращающиеся крылья могли, находясь в определенном положении, перекрывать путь дождевой воде и открывать сброс воды к турбине, которая поворачивала статую на тот или иной угол в зависимости от интенсивности дождя.
Отразился этот конкурс и в творчестве Якова Чернихова. Вот один из вариантов памятника из цикла работ "Основы современной архитектуры):
Однако, жюри конкурса было достаточно консервативно (или реалистично), поэтому единственным проектом из СССР, отмеченным жюри (т.н. "Почетный отзыв"), стал проект Николая Лансере.
Вот так выглядел первый вариант проекта:
А вот так - второй вариант, который и получил премию:
А победил в конкурсе начинающий шотландский архитектор Джозеф Ли Глив, проект которого и был в итоге реализован (правда, из-за постоянной нехватки средств, достроили маяк только в 1992-м году). Памятник представляет собой гигантский бетонный крест, лежащий на земле:
На мой взгляд, он скорее похож на бункер, чем на маяк.
По ночам мощные лампы, установленные на маяке, рисуют в небе светящийся крест (но из-за нехватки электроэнергии, случается такое довольно редко):
Однако, это еще не вся история. Через два года после окончания конкурса, в 1931-м году был объявлен еще один конкурс на маяк-памятник. Располагаться он должен был в Ленинградском торговом порту, и должен был прославлять, естественно, Ленина. "Цель: Памятник должен быть конденсатором всех достижений мирового прогресса, местом широковещания о жизни и роли деятеля и о движении мировой истории.
Средства: Радио, радиоизображения, воздушный и морской порт, кино, музей и т.д. — средства, вещающие миру о жизни и роли деятеля и о достижении мирового прогресса…
Радиопорт организуется двумя мачтами по 300 метров. Во всех городах мира на открытых площадях и в исторических музеях устанавливаются специальные экраны, на которые с помощью радиопередачи изображений проектируется история Колумба, которая снимается на киноленты и отображает прогресс мировой культуры. Пароходы также имеют экраны…
Научные лаборатории — мозг памятника, где вырабатывается его рабочий план:
1) радио,
2) кино,
3) обсерватория,
4) институт межпланетных сообщений, ставящий своей целью разрешение проблем межпланетных сообщений средствами последних достижений науки и техники; его демонстрационным полем служит аэродром и окружающая местность,
5) зал мировых научных и технических съездов, которые организуются при помощи радио…
В заключение считаю, что только данная система памятника Колумбу могла бы быть культурным вкладом в историю человечества".
А вот проект архитектора Константина Мельникова, представляющий собой гигантский мобиль:
Памятник состоит из двух конусов (верхний врезан в нижний примерно на треть высоты). Верхний конус вращается с помощью крыльев под воздействием ветра (крылья при этом занимали такую позицию, в которой они максимально жестко противостояли ветровым нагрузкам и обеспечивали устойчивость всего сооружения).
В нижнем, неподвижном конусе монумента в центре основного зала расположен меньший прозрачный конус, внутри которого урна с прахом и статуя Колумба. Вода от дождя из верхнего конуса, как из воронки, должна омывать этот малый конус. Причем вращающиеся крылья могли, находясь в определенном положении, перекрывать путь дождевой воде и открывать сброс воды к турбине, которая поворачивала статую на тот или иной угол в зависимости от интенсивности дождя.
Отразился этот конкурс и в творчестве Якова Чернихова. Вот один из вариантов памятника из цикла работ "Основы современной архитектуры):
Однако, жюри конкурса было достаточно консервативно (или реалистично), поэтому единственным проектом из СССР, отмеченным жюри (т.н. "Почетный отзыв"), стал проект Николая Лансере.
Вот так выглядел первый вариант проекта:
А вот так - второй вариант, который и получил премию:
А победил в конкурсе начинающий шотландский архитектор Джозеф Ли Глив, проект которого и был в итоге реализован (правда, из-за постоянной нехватки средств, достроили маяк только в 1992-м году). Памятник представляет собой гигантский бетонный крест, лежащий на земле:
На мой взгляд, он скорее похож на бункер, чем на маяк.
По ночам мощные лампы, установленные на маяке, рисуют в небе светящийся крест (но из-за нехватки электроэнергии, случается такое довольно редко):
Вот как 8 декабря 1931 года писала об этом "Правда":
"ЛЕНИНГРАД, 6 декабря. (Наш корр.). В Ленинградском торговом порту создан комитет по сооружению памятника Ленину. Этот памятник, по предварительно выработанному проекту, должен явиться первым по величине во всем мире. Высота памятника, который одновременно будет служить маяком - 120 метров. Организованы 4 бригады во главе с известными ленинградскими скульпторами, которые разрабатывают проект будущего памятника. Кроме того, созданы две бригады из московских скульпторов во главе с Андреевым и Меркуловым. Памятник будет поставлен на раздвижной дамбе. В связи с этим, поставлен вопрос о переименовании Морского канала в канал им. Ленина. В порту развернулась широкая кампания по сбору средств в фонд постройки памятника..."
Вот как выглядели варианты маяка, представленные на конкурс:
В. С. Рожновский
И. Г. Лангбард (он, кстати, участвовал и в конкурсе на маяк Колумба)
А победителем конкурса стал Ной Троцкий:
Как и подавляющее большинство конкурсов (начиная от крематория в Александро-Невской лавре и заканчивая Дворцом Советов), маяк так и не был построен, хотя от этой идеи отказались далеко не сразу. Вот еще несколько эскизов очередного конкурса на эту тему, датированные 1942-1943 годом:
И. Г. Лангбард:
В. В. Федотов:
P. S.: В посте использованы фотографии с сайта http://lighthouse21v.narod.ru/ и ЖЖ rdp4v "ЛЕНИНГРАД, 6 декабря. (Наш корр.). В Ленинградском торговом порту создан комитет по сооружению памятника Ленину. Этот памятник, по предварительно выработанному проекту, должен явиться первым по величине во всем мире. Высота памятника, который одновременно будет служить маяком - 120 метров. Организованы 4 бригады во главе с известными ленинградскими скульпторами, которые разрабатывают проект будущего памятника. Кроме того, созданы две бригады из московских скульпторов во главе с Андреевым и Меркуловым. Памятник будет поставлен на раздвижной дамбе. В связи с этим, поставлен вопрос о переименовании Морского канала в канал им. Ленина. В порту развернулась широкая кампания по сбору средств в фонд постройки памятника..."
Вот как выглядели варианты маяка, представленные на конкурс:
В. С. Рожновский
И. Г. Лангбард (он, кстати, участвовал и в конкурсе на маяк Колумба)
А победителем конкурса стал Ной Троцкий:
Как и подавляющее большинство конкурсов (начиная от крематория в Александро-Невской лавре и заканчивая Дворцом Советов), маяк так и не был построен, хотя от этой идеи отказались далеко не сразу. Вот еще несколько эскизов очередного конкурса на эту тему, датированные 1942-1943 годом:
И. Г. Лангбард:
В. В. Федотов:
Upd: А здесь можно увидеть видеоролик с реконструкцией мельниковского памятника и его использование в фильме "Бэтмен навсегда":
http://agitarch.livejournal.com/200
Journal information