Помимо танков и бронеавтомобилей, в финской армии были и бронепоезда. Один из них стоит в музее:

Собирались эти бронеплощадки с "бору по сосенке" и история у них самая разнообразная. Вот этот броневагон когда-то принадлежал русскому бронепоезду "Генерал Анненков", изготовленному в 1915-м году в Станиславе. В годы Гражданской войны красные захватили этот бронепоезд, переименовали его в "Федор Раскольников", а в 1918-м году переименовали еще раз в "Долой капитализм" и отправили на подмогу красным финнам. Однако белые финны поймали его в засаду и захватили.

Следующий вагон, вооруженный двумя 76-мм пушками, был изготовлен в 1913-м году в Выборге. Финны захватили его в 1941-м году:








Паровозы у финских бронепоездов были такими же, как вот этот, но, разумеется, бронированные.

Однако чертежей бронировки паровозов не сохранилось, поэтому в музее выставили обычный паровоз в том виде, в каком он поступил бы в армию.

А эта пара вагонов - уже финского производства. Их изготовили красные финны в Паасила в 1918-м году:




В этом павильоне, судя по картинке на нем, вероятно экспонировались противотанковые средства:

Однако сейчас здесь выставлены танковые моторы:



А вот противотанковые средства находятся в другом павильоне. Английский ПТУР "Викерс Виджилент":

Безоткатная пушка:


Образчик противотанковой наркомании - экспериментальное финское орудие 1944-го года (в серию оно так и не пошло):




Особенно впечатляют складывающиеся пополам сошники:

37-мм противотанковая пушка "Бофорс".

Пушки эти пользовались большой популярностью в Европе и состояли на вооружении у Швеции, Финляндии, Англии, Дании, Голландии, Польши, Испании, Германии (трофейные польские пушки), Румынии (немцы продали румынам свои трофеи) и СССР (трофейные финские).




20-мм автоматическая пушка Мадсен:


Французская 25-мм противотанковая пушка Гочкиса

Наша сорокопятка образца 1937-го года 53-К:


И образца 1942-го года М-42:

Тягач "Комсомолец", который должен был таскать 53-К:


А это крайне редкий образчик сорокапятки - "Ленинградка", которые делались в 1941-м году в Ленинграде из списанных танковых пушек. Всего их выпустили 651 штуку, и сейчас они встречаются в музеях крайне редко:

Немецкая противотанковая артиллерия. 75-мм Pak - 40:



А это более экзотический вариант 7,5 cm Pak 97/38.- трофейный ствол 75-мм французской пушки образца 1897-го года наложен на немецкий лафет 50-мм пушки Pak 38


Еще одна PAK-40 "на позиции":

Советская 76-мм полковая пушка образца 1927 года:

Противотанковой ее, с ее коротеньким стволом и однобрусовым лафетом, можно назвать только условно. Впрочем, как известно, в момент появления танков противника в прямой видимости, любое орудие немедленно превращается в противотанковое.


А это, собственно говоря, образчик того, чем ковыряют танковую броню, и как результаты этого ковыряния выглядят.

1 - это сквозные пробоины бронебойным снарядом 100-мм пушки танка Т-55
2 - то же самое, но вышел рикошет.
9 - в дырку от бронебойного снаряда влетел кумулятивный от той же самой пушки.
3 - входное отверстие от кумулятивного снаряда легкого финского гранатомета

6 - попадания бронебойных снарядов от СУ-57-2. Нипрабил.
7 - пробоины от кумулятивных снарядов Т-55.
8 - пробоина от гранатомета. Часть снаряда после попадания осталась в отверстии и заткнула его.
И еще один интересный агрегат - конвертация башни Т-55 в орудие береговой обороны

Установили внешний прицел и сняли систему автозаряжания:

P.S. 15 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Преображенские кладбища".
Преображенское кладбище возникло в 1872-м году, когда городские власти стремились вынести за пределы города кладбища, опасаясь распространения "трупного яда". В этой связи было организовано большое кладбище разделенное на секции (для православных, католиков, лютеран, мусульман, евреев, караимов). Кладбище специально разместили рядом с железной дорогой, чтобы посетители и мертвецы прибывали сюда по ней. В наши дни на этой территории сформировалось два отдельных кладбища - Еврейское (по прежнему носящее название Преображенского) и "Жертв 9 января". По ним и будет проходить наша экскурсия.
Мы увидим комплекс Дома омовения, построенный по проекту архитектора Я. Г. Гевирца и мемориал в память о жертвах 9-го января - одну из лучших работ выдающегося скульптора М. Г. Манизера, многочисленные ДОТы линии "Ижора" и захоронения времен блокады, поговорим о еврейских погребальных традициях и жертвах авиакатастроф (именно на кладбище жертв 9-го января традиционно хоронят пилотов, погибших в авиакатастрофах), увидим могилы скульпторов М. М. Антокольского и Л. Ю. Эйдлина, архитектора Б. И. Гиршовича, художника А. Л. Каплана, конструктора подводных лодок А. С. Кассациера и многих других выдающихся личностей.
Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1155144.html
Journal information