О выставке оповещают большие флаги на фасаде Манежа:
Саму выставку оформили под футбольный матч (благо тема спорта была весьма значимой для творчества обоих художников). В зале соорудили "стадион" с трибунами:
А тематические разделы выставки назвали секторами:
Есть даже футбольное поле с футболистами (впрочем, данное решение нельзя назвать удачным: к статуе близко не подойти, к тому же она освещена с противоположной стороны от зрителя, что превращает ее в силуэт. Все это мешает нормальному осмотру):
Хотя в целом оформление выставки получилось интересным (и более удачным, чем на предыдущих выставках), к сожалению, "Манеж" как всегда не обошелся без косяков. Оформители решили применить модный прием: затемнить зал, а картины осветить направленным светом. Такой прием смотрится очень эффектно, но хорош он только при одном условии: картины должны быть освещены целиком, а зрители ни при каком положении не должны затенять картины. А вот этого добиться удалось далеко не всегда - у многих картин высвечен центр, а углы затенены. На мой взгляд, лучше бы оформители оставили в залах свет, пусть не так эффектно, зато работы можно было бы нормально рассмотреть (а ведь именно возможность хорошо рассмотреть экспонаты - главная цель любой выставки).
Спортивная тема - очень интересный "диптих" Дейнеки и Самохвалова:
Дейнека слева:
Самохвалов справа:
Эскизы плафонов Дейнеки для павильона "Дальний восток" на ВСХВ:
И Театра Красной армии:
Главный хит Самохвалова - "Девушка в футболке":
Вокруг нее висят литографии на ту же тему (оказалось, что девушка - не просто "комсомолка, спортсменка, красавица", а теннисистка:
Еще одна теннисистка от Самохвалова:
А тут у нас почти классический "Дискобол", но диск мечет девушка (вообще, для 30-х годов характерно, что многие классические позы античных мужских скульптур передаются женщинам).
Интересный эскиз с метанием молота (также в исполнении женщины) - очень необычная и эффектная поза:
Снова Дейнека. "Утренняя зарядка" (вообще, хотя творчество этих двух живописцев внешне схоже, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Дейнека - жестче, графичнее, и, пожалуй, острее Самохвалова):
Очень интересная графика Дейнеки на спортивную тему:
На этой работе Дейнеки, изображающей спортклуб в Севастополе интересен объект в верхнем левом углу:
Судя по всему, это автожир А-7, первый серийный автожир, построенный в СССР (и первая серийная работа конструктора Камова, в дальнейшем ставшего создателем многих советских вертолетов).
Снова спорт, но не наш, а фашистский - стадион находится в Италии:
Тема детства - одна из важнейших для обоих художников. Из Третьяковки привезли "Будущие летчики" Дейнеки - одну из картин - символов эпохи 30-х, когда будущее казалось рядом (недаром эту картину упоминает Пелевин в книге "Чапаев и пустота": "Мимо Сердюка прошло трое школьников, и долетели ломающиеся голоса,энергично повторяющие слово "базар". Их уменьшающиеся спины двигались в сторону припаркованного у тротуара японского джипа-амфибии с большой лебедкой на носу. Прямо над джипом, на другой стороне Тверской, торчал знак "Мак-Дональдса", похожий на желтый зубец невидимой крепостной стены. Сердюк подумал, что всё вместе - спины уходящих школьников, джип и желтая "М" на красном фоне - чем-то напоминает картину Дейнеки "Будущие летчики". Было даже понятно, чем именно - определенностью дальнейшей судьбы персонажей, которая была вполне ясна в обоих случаях. Будущие налетчики уже нырнули в подземный переход, а Сердюк все размышлял на эту тему...")
Что характерно, картина на такой сюжет не единственная. Вот еще одна работа Дейнеки:
А вот и Самохвалов:
Плакат Дейнеки. Интересна подпись на здании - "Школа №120 имени КИМа". Такая школа действительно была в Ленинграде, ее здание существует и в наши дни, являясь одним из самых известных памятников архитектуры авангарда (правда, на изображенное на плакате оно совсем не похоже)
Эта работа в черно-белом виде станет одной из иллюстраций к книге Асеева "Кутерьма" (в монохроме она, на мой взгляд, стала интереснее):
И еще дети. Дейнека:
Самохвалов:
"Головомойка" Самохвалова - одна из его ранних работ с явным влиянием сферической перспективы Петрова-Водкина, но очень удачная:
Тема детства на выставке плавно перетекает в тему женского тела:
"После кросса" Самохвалова:
"Натурщица" Дейнеки на мой взгляд несколько скучновата:
Зато другие ню поменьше форматом чертовски хороши:
Интересно, что тут в интерьере присутствует африканская статуэтка (в те годы они были очень популярны у художников):
А вот эту работу Дейнеки, напиши он ее в наши дни, сразу бы забанили за "педофилию"
Тема труда. Знаменитые "Текстильщицы" Дейнеки (стоит обратить внимание на конструктивистскую архитектуру в окне на заднем плане, причем в сочетании с коровами - этакая "смычка города и деревни":):
Эскиз к "Текстильщицам", интересно, что фигуры работниц тут более обыкновенные (на готовой картине они выглядят какими-то аскетами-монахинями):
И те же текстильщицы, но уже Самохвалова (интересно, не на одной ли фабрике они с Дейнекой были):
Не менее знаменитая "Метростроевка" Самохвалова в классической позе отдыхающего атлета:
И снова Дейнека:
Живописный плакат:
Еще один живописный плакат с коллажными вставками "прошлого":
Интересно, жилмассив на заднем плане реальный или придуманный художником?
Забавный фрагмент - перейдем от традиционной архитектуры к сплошному функционализму:
Самохваловский плакат со схемой социальной теории Маркса:
Портретный раздел, озаглавленный здесь "Герои" (с некоторым натягом, разумеется).
Самохвалов:
Ранний Дейнека, пробующий кубизм:
А тут у него безусловно чувствуется влияние Бориса Григорьева:
Очень интересная сатирическая графика Дейнеки:
Его же "Беседа колхозной бригады":
И Дейнека и Самохвалов пробовали себя в росписи фарфора. Самохвалов не очень интересен (больше всего напоминает Чехонина), а вот эта тарелка Дейнеки чертовски хороша:
Женские портреты Дейнека:
Поздний Самохвалов заметно скучнее позднего Дейнеки:
Работы Дейнеки 60-х годов - человек все еще ищет:
Тут что-то вообще напоминающее "суровый стиль":
Военная тема. Самохвалов представлен своим "Военизированным комсомолом":
интересно, что на заднем плане видны сцены купания этих комсомольцев:
Эскизы к этой работе:
Его же ранняя работа "На страже Родины":
Совершенно жуткая по качеству "Оборона Сталинграда". Глядя на нее, трудно поверить, что это Самохвалов:
И симпатичный послевоенный эскиз "Встреча друзей" (впрочем, эскизы у многих художников интереснее больших полотен):
Дейнека представлен классической "Обороной Петрограда":
Впервые обратил внимание на пейзаж с кораблями на заднем плане картины:
Не менее сильная, хотя и менее известная картина "Наемник империалистов":
Иллюстрация к Барбюсу:
Забавный фарфоровый танк (солдаты на нем несколько крупноваты по сравнению с танком):
Одна из самых распиаренных работ Дейнеки времен войны - "Сбитый ас". Честно говоря, ни ее, ни "Оборону Севастополя" я не люблю. На мой взгляд, лучшее произведение Дейнеки времен войны (да и вообще, одна из лучших работ за всю его карьеру) - "Сожженая деревня", которую вроде бы собирались дать на выставку, но почему-то передумали.
"Душ. После боя". Странная, на мой взгляд, работа - практически плагиат известной фотографии Бориса Игнатовича (причем у Игнатовича получилось явно лучше).
Еще одна странная работа - 1947-й год, "Битва греков с амазонками":
Судя по лицам, греки - явные фашисты:
В то же время странная пара на заднем плане. Судя по позе, грек амазонку явно пытается отшлепать:
Тема "Мир" в основном состоит из различных шествий и митингов.
Дейнека. "На женском собрании"
Дейнека. Эскиз панно "Знатные люди Страны Советов" для Парижской выставки 1937-го года.
Идут эти "знатные люди" прямо от Дворца советов:
Кстати, насколько я понимаю, трое слева - Чкалов и Беляков с Байдуковым:
Еще одно панно Дейнеки - "Стахановцы"
На этом фрагменте легко опознается "пролетарский граф" Алексей Толстой и, возможно, физик Сергей Вавилов:
А здесь можно опознать Чкалова:
Интересно, кто тут остальные?
Эскизы витражей для МГУ на Ленинских горах:
Самохваловское панно для павильона "Хлопок" на ВСХВ:
Красивый натюрморт Самохвалова:
А вот подпись к нему меня озадачила (никаких античных статуэток на панно с Кировым я не припомню):
Еще один эскиз к этому панно:
И комичная поздняя работа-угадайка -Самохвалов, похоже, собрал на ней всех своих персонажей старых работ (та же "Девушка в футболке" легко опознается у правого края):
В целом, если не считать огрехов в оформлении, выставка безусловно хороша. Особенно интересно большое количество обычной и книжной графики (я ее в посте не выкладывал). Так что всем, интересующимся искусством - обязательно следует сходить.
Journal information