Одна из самых эффектных работ - изображение духов-хранителей:
"Вспомогательное божество":
Один из главных признаков божества - рога на головном уборе (видать, жены ассирийских божеств верностью не тличались):
Еще одни боги-защитники:
Крылатые божества:
Ассирийское искусство - мечта диванного шизомилитариста. Это панно изображает битву ассирийцев с арабами:
Арабы воюют верхом на вербюдах (что интересно, на одном верблюде они ездят вдвоем - командир и мехвод):
А тут верблюда подбили:
Добивают врагов:
Целая серия панно посвященная войне Ассирии с Эламом.
Вверху ассирийский город:
Внизу эламские солдаты (отличительный признак эламитов - головная повязка):
А тут уже изображена осада эламитского города
Сверху - штурм:
Часть воинов лезут на штурм по лестнице:
Другие - подрывают стены крепости:
А эламиты отстреливаются из луков и бросают камни:
А в нижней части того же панно ведут пленных:
А тут сцена убийства эламитского военачальника:
потому как остальных уже поубивали:
Пленение эламитского царя:
Ну и результат всей истории - депортация эламитов:
Бои не обязательно должны быть масштабными. Вот тут небольшая стычка на природе:
Колесница на четверых - стрелок (он же, вероятно, командир), мехвод, два щитоносца:
Сцена при осаде города (у осажденных была какая-то хитрая система добычи воды с блоком, а ассирийцы ее отрезают):
Война обычно заканчивается победой. Вот тут ассирийский царь встречает добычу из Вавилона:
Церемония в честь победы:
В свободное от войны время можно и на охоту сходить:
Музыканты:
Очень красивые фрагменты с лошадями:
Религиозная процессия:
И часть статуи:
Другая любопытная выставка - Виктория Кальватоне. Это уникальная древнеримская статуя (римских статуй из позолоченной бронзы до наших дней практически не дошло) с весьма бурной историей:
Ее нашли в 1836-м году в селении Кальватоне (отсюда и название). Нашли статую по кускам и потом собрали из этих частей (левые рука и нога найдены так и не были, поэтому при реставрации их изготовили заново, также добавили кончик носа, пучок волос, голову зверя на шкуре и прочие мелочи). По внешнему виду предположили, что это Виктория, а потому ей также добавили и крылья.
До 1945-го года статуя хранилась в Берлине. А в 1945-м вместе с другими произведениями искусства статую вывезли в СССР.
Однако там ей не повезло. В Эрмитаже ее сочли французской статуей XVII-го века и загнали в запасники, где о ней благополучно забыли (а Виктория Кальватоне числилась пропавшей без вести). Так что верно аттрибутировали статую совсем недавно, в 2016-м году.
Статую отреставрировали и, заодно, провели исследования. Внезапно оказалось, что изначально никаких крыльев у статуи не было - это ошибка реконструкции, сделанная в XIX-м веке.
Более того, наличие шкуры, которую богиня победы не носила, говорит о том, что это даже и не Виктория, а Диана (которая в варианте Диана Люцифера, т.е. "светоносная" также могла стоять на шаре).
Также в Эрмитаже работают еще две любопытные исторические выставки (одна из них посвящена Потемкину, другая - 250-летию ордена Святого Георгия). Однако на них почему-то снимать запрещено (в этом смысле логика Эрмитажа мне не совсем понятна). А вот на выставке в Синей спальне, посвященной старинным изделиям из кожи, снимать разрешено (обычно как раз там съемку всегда запрещают). Вот некоторые экспонаты этой выставки:
Средневековые ларцы:
Каминные меха XVI-го века:
Щит-рондаш:
Портрет Людовика XIV:
Journal information