Госпиталь был основан в середине XII-го столетия (самый старый сохранившийся документ относится к 1188 году)
Госпиталь был частью общины монахов августинцев. Первоначально при нем были мужская и женская общины, однако с 1635-го года община стала чисто женской.
С 1820-го года госпиталь становится чисто светским учреждением. В 1856-1858 годах в городе строится новый, современный комплекс зданий для госпиталя (это медицинское учреждение функционирует и в наши дни).
В самом же здании госпиталя в наши дни работает музей. Заглянем в него.
Первым, что мы встретили при входе, стала выставка испанской религиозной живописи и скульптуры:
Младенцы-Христы:
Интересный Святой Себастьян (прямо вылитый капитан Алатристе):
А вот и постоянная экспозиция музея. Так выглядел госпиталь в то время, когда он еще функционировал в старом здании:
Интерьеры зала:
Госпиталь за долгие годы существования собрал весьма ценную коллекцию произведений искусства:
Главной ценностью коллекции являются работы Ханса Мемлинга - одного из лидеров "Северного возрождения". В коллекции госпиталя их сразу шесть штук (так что музей часто называют музеем Ханса Мемлинга)! Это привело к рождению легенды о том, что Мемлинг участвовал в битве при Нанси, был ранен, лечился в госпитале Святого Иоанна и в благодарность создал все эти работы. Однако на самом деле Мемлинг никогда не был солдатом и в этом госпитале не лечился.
Вот одна из работ - Триптих Адриана Рейнса:
Еще одна работа Мемлинга - Рака святой Урсулы:
Существует легенда, что французы во время наполеоновской оккупации хотели вывезти эту раку в Лувр, однако приехавшему в госпиталь комиссару сестры-августинки в первый раз в жизни солгали, заявив, что раки у них нет.
Триптих Яна Флоренса:
Оборотная сторона одной одной из панелей:
Капелла госпиталя:
На алтаре в ней стоит триптих "Мистическая свадьба Святой Екатерины":
Сам этот сюжет находится на центральной панели:
Слева "Усекновение главы Иоанна Предтечи":
Справа - "Евангелист Иоанн на Патмосе" (пишущий Апокалипсис):
На обороте боковых створок как обычно стоят донаторы в кампании святых:
Портрет работы Мемлинга т.н. "Персидская Сивилла":
И, пожалуй, самая красивая работа - Диптих Мартина Ниувенхове. Сам заказчик, Мартин Ниувенхове и Мадонна с младенцем изображены на разных досках диптиха:
Однако если вглядеться в картину, за плечом у мадонны видно зеркало, в котором отражаются обе фигуры, т.е. Мадонна и заказчик оказались в едином пространстве:
За спиной у заказчика виден витраж, изображающий его святого-патрона - Святого Мартина (традиционный сюжет о том, как он делит свой плащ с нищим):
А в окна видны пейзажи:
Поднимаемся по лестнице наверх, в мансардный этаж:
Там можно увидеть интересный рельеф с успением Богородицы:
Journal information