Главный шедевр коллекции, безусловно, "Мадонна каноника ван дер Пале" Яна ван Эйка. Если у Мемлинга в Диптихе Мартина Ниувенхове Богоматерь и заказчик расположены на разных створках диптиха и только зеркало намекает, что они находятся в одной комнате, ван Эйк одним из первых помещает донатора непосредственно в одно пространство со сакральными персонажами.
Соседняя работа Рогира ван дер Вейдена "Евангелист Лука рисующий Мадонну" оказалась для меня сюрпризом.
Дело в том, что практически такая же работа хранится в коллекции Эрмитажа. Уже позднее я выяснил, что всего в мире существует четыре таких картины, а у эрмитажной работы были весьма бурные приключения (ее собирали из двух кусков, поступивших из разных коллекций, при этом самая верхняя часть картины отсутствует):
Вообще, "свободное" отношение к произведениям живописи в прежние времена впечатляет. Если сейчас с картин "сдувают пылинки", в те времена порезать шедевр на куски было обычным делом. А уж распатронить какой-нибудь триптих - это и вовсе сам бог велел. Поэтому от "Триптиха аббата Яна Краббе" работы Ханса Мемлинга в музее Грунинге представлены только внешняя часть створок (внутренняя часть створок находится в Нью-Йорке, а центральная часть - в Виченце).
А вот "Триптих Мореля" того же Мемлинга, к счастью, поделить не успели:
А так выглядят внешние створки:
"Суд Камбиса" Герарда Давида более известен как "Сдирание кожи с продажного судьи". Согласно Геродоту царь Камбис распорядился содрать кожу с продажного судьи Сисамна и обтянуть этой кожей судейское кресло, чтобы следующий судья (им он назначил сына Сисамна) помнил, что брать взятки нехорошо. Картину эту изготовили специально для зала суда в ратуше Брюгге. Интересно, что в наши дни и в нашей стране эта картина внезапно вновь стала актуальной. Дело в том, что недавно один из участников процесса в Краснодарском крае отправил в суд документы в конверте, на котором была изображена правая часть картины. Наши судьи, вероятно, в отличии от судей в Брюгге были столь неподкупны, что их тонкую душу это обидело, и человека привлекли за оскорбление суда (но, к счастью, оправдали).
Двумя триптихами представлен в музее Иероним Босх:
Ян Провост представлен сразу тремя работами. Как традиционными "Распятием":
и "Страшным судом":
Так и презабавным моралите "Скупой и смерть":
Не уступают по качеству и работы менее известных мастеров (их имена неизвестны, поэтому они фигурируют под "искусствоведческими псевдонимами" вроде "Мастер Святой крови" или "Мастер Легенды святой Урсулы"):
А в этом триптихе оборот створок цветной, а не монохромный:
В живописи "северного возрождения" я особенно люблю портреты. В коллекции музея представлены такие шедевры как "Портрет Маргарет ван Эйк" Яна ван Эйка:
И "Портрет герцога Филиппа Доброго" Рогира ван дер Вейде:
Хорош и этот портрет монаха:
Одна из самых интересных картин - "Проповедь Иоанна Крестителя" (правда это не подлинник самого Питера Брейгеля Старшего, а всего лишь копия руки его старшего сына - Питера Брейгеля Младшего). Тем не менее, сама картина производит очень сильное впечатление.
Подача сюжета напоминает "Явление Христа Народу" - Иоанн Креститель находится в глубине полотна:
А передний план занимают многочисленные слушатели:
Есть гипотеза, что вот этот усач - сам Брейгель:
И какая же картина нидерландских художников обойдется без пейзажа на заднем плане?
В XVI-м столетии очень любили аллегории
Это у нас "Аллегория мира в Нидерландах" Питера Классенса:
А данная аллегория Антониуса Классенса "Марс, окруженный науками и искусствами, повергает невежество" заставляет вспомнить классическую фразу о том, что добрым словом и пистолетом можно добиться куда большего, чем просто добрым словом:
По поводу этой картины я долго думал над сюжетом - то ли это Юдифь, то ли Саломея. Однако оказалось, что это месть скифской царицы Томирис, которая отрубила голову персидскому царю Киру и погрузила ее в мех (тут на картине вместо меха горшок) с кровью, чтобы он ей упился:
Впрочем, триптихи в это время пишут тоже:
"Евангелист Лука, рисующий Мадонну" (правда, основное внимание привлекает не столько сюжет, сколько эффектная рамка). Ее автор, Ланселот Блондель был не только художником, но и инженером - по его проекту построили канал, связавший Брюгге с морем.
А вот работа его ученика и зятя Питера Поурбуса. Интересные портреты семейной пары.
Особенно любопытно заглянуть в окошки у них за спиной. У жены за спиной дом, в котором вероятно находятся Киндер и Кюхе, а также Кирхе:
А вот у мужа за спиной замечательная вундервафля - портовый кран:
Якоб ван Ост. "Призвание апостола Матфея" (принцип построения картины заставляет вспомнить аналогичный сюжет у Караваджо):
А на этой картине Яна ван Оста Иисусу явно ловить нечего. Люди тут и так всем довольны:
Весьма неплоха в музее и экспозиция искусства XX-го столетия. Правда, работ знаменитых художников всего две, причем оба художника - сюрреалисты.
Один - Рене Магритт:
Другой - Поль Дельво
Зато много работ других местных художников, о которых я раньше и слыхом не слыхивал, но которые очень неплохо рисуют (думаю, схожей была бы реакция какого-нибудь бельгийца, увидевшего наш "Бубновый валет"):
Journal information