Данное учреждение ведет свою историю с 1893-го года, когда по инициативе пастора К. Фрейфельдта и врача К. Г. Видеманна был начат сбор средств на создание родовспомогательного дома. Устав учреждения был утвержден 10 мая 1895 года. Императрица Александра Федоровна дала свое согласие на то, чтобы учреждение носило ее имя. В том же 1895-м году было арендовано помещение на 7-й линии В. О., в котором начали прием рожениц.
Одновременно началась подготовка к строительству специализированного здания. В начале 1895-го года попечительство Александринского приюта приобретает участок Большой проспект В. О., 49, а через полтора года - соседний участок 51/13. На строительство собирались пожертвования (среди наиболее заметных жертвователей были такие известные фигуры немецкой общины как Л. Л. Кениг, Э. Л. Нобель, Г. Г. фан Гильзе фан дер Пальс, К. Г. Фаберже).
Проектирование начал архитектор П. В. Алиш, который привлек к работе своего бывшего помощника К. К. Шмидта. Обсудив устройство заведения с доктором Видеманном, они составили в 1896-м году совместный проект. После этого Алиш отошел от участия в строительстве приюта и все руководство полностью переходит к Шмидту, который составляет новый, уже собственный вариант проекта.
Проект Шмидта был одобрен Видеманном. Однако поскольку Шмидт был начинающим архитектором, заказчики обязали его проконсультироваться с В. А. Шретером и И. С. Китнером - известными архитекторами, признанными главами "кирпичного стиля". Получив их советы и замечания, Шмидт откорректировал проект, который после этого был принят к реализации.
Летом 1897-м году началось строительство. Официальная церемония освящения и открытия здания состоялась 7 марта 1899 года.
Здание имеет П-образную форму с курдонером, выходящим в сторону 14-й линии.
Курдонер асимметричен - левая "ножка" короче правой.
Это связано с тем, что на момент строительства по красной линии улицы стоял деревянный двухэтажный дом (в нем жил доктор Видеманн). Он виден на этой старой фотографии:
Здание оформлено "в современном кирпичном романо-готическом стиле".
Его лицевые фасады облицованы "заграничным кирпичом в два тона".
Дворовые фасады остались без облицовки:
К сожалению, пинакли, которые венчали щипцы здания, в наше время утрачены, что несколько искажает его силуэт.
Здание стало одной из достопримечательностей тогдашнего Петербурга и в ходу были разнообразные открытки с его видами.
Позднее руководством приюта были куплены дома по адресу 14-я линия 15 и 17, в которых разместились служебные квартиры для персонала.
Еще одно небольшое здание, расположенное на соседнем участке, проходит по документам как амбулатория. Однако по внешнему виду оно более походит на часовню, так что я предположил бы, что изначально это были часовня и морг.
В учреждении имелось 80 постоянных кроватей для рожениц и беременных и 22 для гинекологических больных.
Отдельная палата стоила 3-5 рублей в сутки, а в общие палаты принимали как за плату, так и бесплатно. Весьма существенная для того времени деталь - паспорт при поступлении не требовался.
Также осществлялся ежедневный амбулаторный прием больных: с 13.00 до 14.00 он велся бесплатно, в 12.00-13.00 и 15.00-16.00 за плату 50 коп. прием.
Родовспомогательный дом, хоть и был организован на средства евангелических приходов, принимал рожениц без различия вероисповедания.
В 1907-м году через родильное отделение прошли 1219 женщин, через гинекологическое - 544, через амбулаторию - 6586.
При учреждении была создана акушерская школа, которая получила права государственной.
В советское время больница продолжала свою работу. Вплоть до 1950-х годов она носила имя своего создателя и первого главврача К. Г. Видеманна.
К 90-м годам здание больницы обветшало и требовало капремонта. Роддом выселили в бывшее жилое помещение на 14-й линии, а основное здание пустовало вплоть до конца 90-х годов.
К счастью, здание не снесли. В него въехала частная многопрофильная клиника имени Н. И. Пирогова, на средства которой оно и было отремонтировано.
Journal information