Свою историю предприятие ведет с 1874-го года, когда Федор Карлович Ретшке (по разным данным, немец или шотландец) основал на Московском проспекте фабрику по изготовлению патронных ящиков. Фамилию Ретшке очень скоро руссифицировали, и она превратилась в Речкин, поэтому и завод все стали называть заводом Речкина. Предприятие росло и вскоре перепрофилировалось на производство экипажей. Также здесь выполняли военные заказы: понтоны, полевые кухни, обозные повозки. В 1884-м году Речкин приобрел соседнюю деревообрабатывающую фабрику, принадлежавшую англичанину Смиту.
В 1897-м году на волне железнодорожного бума предприятие переориентировалось на выпуск железнодорожных вагонов. Одновременно оно сменило название и стало Петербургским вагоностроительным заводом, а через шесть лет предприятие акционировалось, став Товариществом Санкт-Петербургского (с 1914-го года - Петроградского) вагоностроительного завода.
Перепрофилирование завода повлекло за собой активное строительство новых корпусов. Один из самых старых среди них - здание заводоуправления (Московский пр., 115/ Заставская ул., 40), выходящее на Московский проспект:
Оно было построено в 1897-1899 годах по проекту гражданского инженера Н. А. Архангельского.
В 1918-м году завод был национализирован и стал "5-м Государственным механическим и обозным заводом", а в 1922-м году ему присвоили имя Ивана Егоровича Егорова (старого большевика, в 1917-м году возглавлявшего заводскую парторганизацию).
Во время революции на заводе несколько раз выступал Ленин, о чем напоминает мемориальная доска на фасаде.
В советское время завод производил вагоны для железных дорог, а с 1969-го года перепрофилировался на выпуск вагонов для метрополитена:
В начале 90-х годов предприятие акционировалось, превратившись в ЗАО "Вагонмаш".
Увы, в 2013-м году предприятие обанкротилось, и большая часть корпусов было снесено, а на их месте началось жилищное строительство.
Ворота, ведущие на территорию жилого комплекса - это бывшая стена одного из цехов:
О том, каким он был в советское время мы можем судить по этим старым фото:
Заходим во двор:
Остатки стелы, посвященной работникам завода, погибшим во время Великой Отечественной (что интересно, при застройке территории он был сохранен и 11 мая 2017-го года его торжественно открыли вновь, однако прошло всего три года и от памятника остались рожки да ножки):
А так она выглядел во время открытия памятника:
Бывший корпус заводской лаборатории (Московский пр., 115 Ш), построенный в 1916-м году:
Слесарно-сборочная мастерская (Заставская ул.,44, корп. 2) была построена в 1915-м году по проекту гражданского инженера Г. Х. Розовского. Первоначально предполагалось сохранить это здание, переоборудовав его под детский сад, но в итоге корпуса снесли, а затем построили заново по современным технологиям:
Однако самый эффектный из сохранившихся корпусов - бывшая малярная мастерская (Московский пр., 115 Р):
Она была построена в 1912-1914 годах гражданским инженером Г Х. Розовским:
Здание удачно использует мотивы средневековой архитектуры, эффектно контрастирующие с фонарями верхнего света:
Еще один корпус завода, слесарно-сборочная мастерская (Московский пр., 115 В), прячется за забором:
Правда мне удалось сделать кадр через щелочку ворот:
Этот корпус построен все тем же инженером Розовским в 1912-1914 годах:
И несколько кадров снесенных корпусов, взятых с сайта citiwalls.ru:
Journal information