babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петербург. Завод Речкина - Петербургский вагоностроительный завод - завод имени Егорова

В западном конце Заставской улицы обращает на себя внимание эффектное промышленное здание эпохи модерна. Это один из еще сохранившихся цехов Петербургского вагоностроительного завода, позднее ставшего Вагоностроительным заводом имени Егорова. Ныне это предприятие уже ликвидировано, а добрая половина корпусов уже снесена. Тем не менее, сегодня мы поговорим об истории этого завода и посмотрим те корпуса, которые дошли до наших дней.
IMG_2820
Свою историю предприятие ведет с 1874-го года, когда Федор Карлович Ретшке (по разным данным, немец или шотландец) основал на Московском проспекте фабрику по изготовлению патронных ящиков. Фамилию Ретшке очень скоро руссифицировали, и она превратилась в Речкин, поэтому и завод все стали называть заводом Речкина. Предприятие росло и вскоре перепрофилировалось на производство экипажей. Также здесь выполняли военные заказы: понтоны, полевые кухни, обозные повозки. В 1884-м году Речкин приобрел соседнюю деревообрабатывающую фабрику, принадлежавшую англичанину Смиту.
В 1897-м году на волне железнодорожного бума предприятие переориентировалось на выпуск железнодорожных вагонов. Одновременно оно сменило название и стало Петербургским вагоностроительным заводом, а через шесть лет предприятие акционировалось, став Товариществом Санкт-Петербургского (с 1914-го года - Петроградского) вагоностроительного завода.
_Тов-ва_С.-Петербургского_вагоностроительного_завода
_паёв_Товарищества_Петроградкого_вагоностроительного_завода
Перепрофилирование завода повлекло за собой активное строительство новых корпусов. Один из самых старых среди них - здание заводоуправления (Московский пр., 115/ Заставская ул., 40), выходящее на Московский проспект:

IMG_2790
Оно было построено в 1897-1899 годах по проекту гражданского инженера Н. А. Архангельского.
IMG_2792
IMG_2793
IMG_2794
В 1918-м году завод был национализирован и стал "5-м Государственным механическим  и  обозным заводом", а в 1922-м году ему присвоили имя Ивана Егоровича Егорова (старого большевика, в 1917-м году возглавлявшего заводскую парторганизацию).
IMG_2797
Во время революции на заводе несколько раз выступал Ленин, о чем напоминает мемориальная доска на фасаде.
IMG_2799
IMG_2798
В советское время завод производил вагоны для железных дорог, а с 1969-го года перепрофилировался на выпуск вагонов для метрополитена:
94f0028281dda5987b8b9ace41328f1d
Vagonmash byv Rechkina z-d
В начале 90-х годов предприятие акционировалось, превратившись в ЗАО "Вагонмаш".
IMG_2796
Увы, в 2013-м году предприятие обанкротилось, и большая часть корпусов было снесено, а на их месте началось жилищное строительство.
IMG_2801
IMG_2802
Ворота, ведущие на территорию жилого комплекса - это бывшая стена одного из цехов:
IMG_2803
IMG_2837
IMG_2838
О том, каким он был в советское время мы можем судить по этим старым фото:
368143_101_i_167
jeu6bohrlysp9m2fs1
Заходим во двор:
IMG_2804
IMG_2807
Остатки стелы, посвященной работникам завода, погибшим во время Великой Отечественной (что интересно, при застройке территории он был сохранен и 11 мая 2017-го года его торжественно открыли вновь, однако прошло всего три года и от памятника остались рожки да ножки):
IMG_2806
А так она выглядел во время открытия памятника:
isv6o2xd30m3xiqqbg
Бывший корпус заводской лаборатории (Московский пр., 115 Ш), построенный в 1916-м году:
IMG_2805
IMG_3091
Слесарно-сборочная мастерская (Заставская ул.,44, корп. 2) была построена в 1915-м году по проекту гражданского инженера Г. Х. Розовского. Первоначально предполагалось сохранить это здание, переоборудовав его под детский сад, но в итоге корпуса снесли, а затем построили заново по современным технологиям:
IMG_2816
IMG_2808
IMG_2810
IMG_2812
IMG_2814
IMG_2817
Однако самый эффектный из сохранившихся корпусов - бывшая малярная мастерская (Московский пр., 115 Р):
IMG_2828
Она была построена в 1912-1914 годах гражданским инженером Г Х. Розовским:
IMG_2819
IMG_2822
Здание удачно использует мотивы средневековой архитектуры, эффектно контрастирующие с фонарями верхнего света:
IMG_2824
IMG_2825
IMG_2826
IMG_2829
IMG_2831
IMG_2832
IMG_2833
IMG_2836
Еще один корпус завода, слесарно-сборочная мастерская (Московский пр., 115 В), прячется за забором:
IMG_3092
IMG_3094
Правда мне удалось сделать кадр через щелочку ворот:
IMG_3095
Этот корпус построен все тем же инженером Розовским в 1912-1914 годах:
IMG_3096
IMG_3097
IMG_3098
IMG_3099
IMG_3100
IMG_3101
IMG_3102
И несколько кадров снесенных корпусов, взятых с сайта citiwalls.ru:
photo_106-108995
photo_107-110512
photo_107-110523
photo_304-311373
photo_304-311371
Tags: Архангельский Н. А., Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Розовский Г. Х., Фотография
Subscribe
promo babs71 september 9, 10:34 10
Buy for 100 tokens
После долгого перерыва из-за карантина, ковида и прочих проблем, я наконец открываю очередной сезон пешеходных экскурсий! В субботу, 26 сентября состоится экскурсия состоится экскурсия " От Нарвских ворот в Коломну" Среди прочего мы увидим: Подворье Староладожского Успенского женского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

Bestchereisky

July 16 2020, 18:08:04 UTC 3 months ago

  • New comment
В 1938 завод переименовали в "Завод имени рабочего Егорова". Чтобы никто не подумал, что имени разоблаченного маршала-шпиона. В 60-х "рабочего" из названия убрали, но вагоны с соответствующими шильдиками еще долго возили пассажиров.