Свою историю Троицкое кладбище ведет с 1776-го года. Правда старинных могил на нем практически не осталось. О старых захоронениях напоминают в основном мемориальные плиты с именами захороненных на ограде у входа на кладбище:
Название "Троицкое" связано с кладбищенскими церквями, освященными во имя Святой Троицы. Их здесь было две. Одна из них, "старая", была построена в 1788-м году:
Другая, "новая" была построена в 1862-1865 годах по проекту архитектора В. А. Кавоса:
В 1931-1932-м годах обе церкви снесли. В наши дни на месте "новой" церкви поставили деревянный храм:
На кладбище сохранилась надмогильная часовня на могиле П. И. Ковригиной, построенная в 1904-м году:
Изредка, среди множества поздних захоронений встречаются и дореволюционные могилы:
Рядом с городским кладбищем в 1888-м году был выделен участок для гарнизонного кладбища. У военных на кладбище была своя собственная церковь во имя Сергия Радонежского, построенная в 1896-1899 годах по проекту военного инженера Л. П. Капицы (кстати, он был отцом знаменитого физика П. Л. Капицы).
В 1931-м году эту церковь также снесли, однако рядом с ее прежним местоположением осталось несколько старых захоронений. Большой гранитный крест стоит на могиле артиллеристов, погибших во время взрыва на форту "Константин".
Взрыв произошел 30 ноября 1898-го года во время снаряжения гранат для 11-дюймовых орудий. Одна из гранат взорвалась, погибло на месте 9 человек, еще четверо впоследствии скончались от ран.
Штабс-капитана Королькова взрывом выбросило в окно, так что он выбил собой оконную раму.
Еще два захоронения связаны с событиями восстания в Кронштадте 19 июля 1906-го года. Восставшим удалось захватить форт "Константин", арсенал, штаб 2-й минной дивизии. Однако восставшие действовали разрозненно, овладеть артиллерией "Константина" они так и не смогли, и к утру 20 июля восстание было подавлено. Один из памятников, связанных с этими событиями, стоит на могиле командира 20-го флотского экипажа капитана 1-го ранга Родионова (в качестве командира крейсера "Адмирал Нахимов" он принимал участие в Цусимском сражении).
Другой памятник стоит над могилами полковника Н. И. Александрова и капитана А. А. Врочинского:
Рядом с этими памятниками стоит загадочный крест на камне (возможно, это тоже какое-то ндагробие, но надписей на нем нет):
Современный поклонный крест:
И загадочная колонна (возможно, оставшаяся от снесенной церкви или ее ограды):
Теперь посмотрим захоронения советских времен. От надгробия врача Андрея Федоровича Ипполитова, скончавшегося в 1920-м году от сыпного тифа, осталось только основание:
Могила минеров Любошина и Соболева, погибших от взрыва в 1929-м году:
Большая братская могила подводников, погибших в катастрофах.
Первыми здесь похоронили экипаж подлодки Б-9 "Рабочий" (бывшая подлодка "Ерш" типа "Барс":
Во время совместных учений с подлодкой Б-4, Б-9 получила удар форштевнем, пробивший прочный корпус. Отверстие было невелико, однако находилось в месте, недоступном для заделывания, а поперечные переборки на лодках типа "Барс" отсутствовали. В результате Б-9 затонула вместе со всем экипажем (затонувшую лодку в 1933-м году подняли, экипаж похоронили, а саму лодку разделали на металл). .
Второе надгробие появилось уже в 50-е годы и связано с двумя катастрофами на подводных лодках проекта 615. Эти ПЛ могли использовать под водой дизельный двигатель по замкнутому циклу при помощи кислорода, хранившийся в специальной цистерне. Однако такая схема работы постоянно грозила пожарами и взрывами (поэтому они стали печально известны как "зажигалки").
Первая из этих катастроф произошла 12 августа 1956 года, когда произошел взрыв в машинном отделении ПЛ М-259, в результате которого погибло четверо моряков (еще шесть человек получили ожоги). Трое погибших в этой катастрофе похоронены в этой могиле.
Еще более крупная катастрофа произошла 26 сентября 1957 года. В результате взрыва и последовавшего пожара затонула М-351, из экипажа которой спаслось только семь человек.
В другом конце кладбища находится могила экипажа ПЛ Б-3 "Большевик" (бывшая "Рысь"). Во время учений в присутствии К. Е. Ворошилова 25 июля 1935 года ПЛ была протаранена "Маратом" и затонула (существуют легенды о том, что якобы подвыпивший Ворошилов лично вмешался в управление линкором, что и повлекло за собой катастрофу).
Могила капитана I-ранга Кузнецова, скончавшегося в 1937-м году. Сам памятник дореволюционный (вполне может быть, что снятый с чьей-то бесхозной могилы)
Однако интерес вызывает ограда, на которой закреплены жестяные "ленты" с посвящениями.
Похоже, изначально они были на венках, которые возлагались на могилу.
Захоронение экипажа буксира КП-5, погибшего во время Советско-Финской войны.
Буксир шел с грузом продуктов на остров Гогланд, но был затерт льдами и сдрейфовал под обстрел финской береговой батареи на острове Бьерке. От обстрела буксир 4 января 1940-го года затонул (при этом погибло два человека). Оставшийся экипаж сошел на лед, но из них самолетом У-2 удалось спасти только четверых моряков, остальные замерзли.
Рядом с этой могилой находится могила еще одного члена экипажа этого буксира. Он умер в 1954-м году, но, вероятно, пожелал, чтобы его похоронили рядом с товарищами.
Одно из первых поражений Балтийского флота - могила погибших на эсминце "Сторожевой".
27 июня 1941-го года он вместе с эсминцами "Стойкий", "Сердитый" и "Энгельс" вышел на минные постановки и был атакован немецкими шнелльботами. В результате попадания торпеды "Сторожевой" лишился носовой оконечности (вероятно, произошла детонация носового артпогреба). Изувеченный корабль смогли отбуксировать в базу и впоследствии восстановили с использованием носовой оконечности эсминца проекта 30.
Многие захоронения связаны с печально известными немецкими авианалетами на Кронштадт 21-23 сентября 1941 года. Самое крупное из них, могила погибших на линкоре "Марат":
Рядом стоит еще одна мемориальная плита с тремя фамилиями и датой 19 марта 1952-го года. Возможно, эти моряки погибли на том же самом "Марате" (с 1950-го года это было учебное несамоходное артиллерийское судно "Волхов"):
Неподалеку еще одна могила - погибшие в госпитале, разбомбленном 21 сентября 1941-го года:
Еще одна могила, связанная с этими авианалетами - моряки со сторожевого корабля "Туча":
Эсминец "Стерегущий" сильно пострадал во время этих налетов, но смог выброситься на мель:
Ледокольный буксир "Тазуя" погиб от взрыва бомбы 2 декабря 1941 года:
Канонерская лодка "Красное знамя", потопленная у острова Лавенсаари финским торпедным катером:
Могила членов экипажа катера МО-207, погибших в бою 24 мая 1943 года с финскими катерами.
По официальной советской версии МО-207 и МО-303, к которым впоследствии присоединился МО-124 вели бой с 14-ю катерами противника и потопили три из них. Реально с финнской стороны участвовало только пять сторожевых катеров, которые также отчитались о двух потопленных русских катерах. На самом деле и у нас и у финнов было повреждено по одному катеру. Учитывая соотношение сил и тот факт, что финские катера были вооружены сильнее наших, этот бой вполне можно считать нашим успехом.
Могилы летчиков - Героев Советского союза
Полковник П. В. Кондратьев, командовавший 61-й истребительной авиабригадой ВВС БФ погиб в аварии, разбившись при взлете с острова Сескар.
Летчик-истребитель капитан М. А. Ефимов (3 сбитых лично и 19 в группе), замполит 3 ГвИАП также разбился в авиакатастрофе, но уже в Кронштадте. В честь него названа улица в Петербурге.
Летчик-штурмовик капитан Г. С. Пинчук:
Погибшие при обстрелах Кронштадта:
Еще отдельные захоронения погибших в годы войны:
Могилы неизвестных солдат:
И большая братская могила в центре кладбища:
Этот памятник, судя по ограждению из поплавков, скорее всего посвящена морякам с тральщиков:
Еще одна большая братская могила находится у западной границы кладбища:
Она является частью "Зеленого пояса славы".
А эти могилы, скорее всего, связаны с подрывами на минах уже после окончания войны:
П. Н. Рыбкин - ассистент А. С. Попова, участвовавший в создании первых русских радиоаппаратов:
Могила летчиков, вероятно погибших в катастрофе, сделана из хвоста самолета:
Напоследок красивое современное надгробие с выразительной фигурой ангела:
Journal information