babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Цитаты

Священнослужители нередко в самом деле практиковали то, что попадало под определение «волшебство», в том числе и выступая в качестве профессиональных знахарей для более или менее широкого круга клиентов. За многими обвинениями стоит действительная практика списывания, хранения, передачи заговоров, лечения травами и наговорами, использования гадательных тетрадей. Отчасти это можно объяснить тем, что приходское духовенство отвечало таким образом на социальные ожидания своей паствы: приходской дьякон или священник, принадлежа к «книжной» и авторитетной части приходского сообщества, был удачным кандидатом на роль «знающего».
Священник Гаврилов лечил по рукописному сборнику «молитв», чего и сам не отрицал в допросе: кроме того, у него в библиотеке нашлись и тетради заговоров на свадьбу и о «люблении мужа с женою». Не будет большой натяжкой предположить, что Гаврилов занимался не только лечением. Из его слов вырисовывается вполне стандартная картина взаимоотношений клиентов и известного знахаря: «… оного успенского и других приходов крестьяне болезненные зачерпывая воду из имеющегося на улице колодезя ключевого в дом к нему попу ходили и по приходе над тою водою он молитвы по второй тетрадке о отнятии недуга и болезни от человека читал и по чтении по повелению ево попа те болящие ту воду пили». Разумеется, Гаврилов отрицал, что пользовался тетрадями для отпуска свадеб, объясняя их наличие в доме тем, что они остались от отца, прежнего священника прихода. Нет оснований не доверять рассказу о вполне знахарской практике прежнего, уже умершего священника:
«… отец его попов по первой свадебной и по последний о люблении мужа с с женою тетрадкам действовал, свадьбы отпускал и все благополучно было, и порченных никого не было… он о том чинимом при свадьбах действии от оного отца своего слыхал, да и от тех людей, кои ево для отпуска свадеб звали, слыхал же потому что те зватые выговаривали его отцу, чтоб пожаловал к ним приехал на свадьбу чтобы без него не зделалост какова новобрачным и поезжанам худа».
В этом небольшом отрывке отразились и стереотипные народные представления о необходимости магической защиты во время свадьбы, и отсутствие культурной пропасти между священником и его паствой, которая лишь спустя много времени стараниями государства появится к XIX в. Вполне вероятно, что крестьяне вынуждали своих священников вести себя определенным образом (например, участвовать в отпуске свадеб) и совершать то, что со времени Духовного Регламента вовсе не было прилично духовному лицу. Гаврилов, между прочим, был переведен в приход в котором раньше служил его отец, тоже именно по настоянию прихожан: «… по прошению вышеозначенной Успенской церкви приходских людей на место умершаго священника Гаврила Иванова…переведен», что вполне можно расценить как желание прихожан видеть у себя знакомого батюшку, который бы, возможно, продолжал выполнять и функцию знахаря, как его отец.
Священники Гавриловы – не единственная знахарская династия в делах второй половины века. Дьяконы отец и сын Дионисий Федоров и Андрей Денисов предстали перед следствием по обвинению в волшебстве и богопротивных поступках с разницей в двенадцать лет. По понятным причинам династии волшебников для материалов сыска – явление редкое (невелика вероятность, что дела будут заведены на обоих, и еще менее – что впоследствии оба таких дела попадут в руки исследователя). Тот факт, что оба случая касаются представителей клира, особенно заслуживает внимания и свидетельствует о том, что явление было распространенным – например, об одной из более ранних знахарских династий пишет А. Т. Шашков.
Т. В. Михайлова. "От колдуна до шарлатана. Колдовские процессы в Российской империи XVIII века (1740-1800)"
Tags: История, Курьезы и анекдоты
Subscribe
promo babs71 сентябрь 9, 10:34 10
Buy for 100 tokens
После долгого перерыва из-за карантина, ковида и прочих проблем, я наконец открываю очередной сезон пешеходных экскурсий! В субботу, 26 сентября состоится экскурсия состоится экскурсия " От Нарвских ворот в Коломну" Среди прочего мы увидим: Подворье Староладожского Успенского женского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments