Одни из самых интересных экспонатов - фрески с лоджии виллы Стати Маттеи. Создали их ученики Рафаэля под руководством Джулио Романо и с использованием набросков учителя. Судьба их довольно любопытна. Вилла эта по прошествии некоторого времени стала женским монастырем, и эротические фрески явно смущали монахинь. Этим воспользовался маркиз Кампана, купивший фрески и оплативший их перевод на холст (от которого они довольно сильно пострадали). Когда же маркиз разорился, фрески (как и многие другие шедевры), купил Эрмитаж.
Особенно забавна ситуация с этой фреской, которая изображает Венеру и Адониса:
Дело в том, что в исходном варианте Адонис трогал Венеру за грудь. Это хорошо видно на рисунках, которые приведены для сравнения:
Но в более позднее время нравы стали строже и открыто лапать венерины сиськи стало уже нельзя, поэтому в картину внесли изменения, однако следы пальцев дерзкой руки все равно просматриваются:
Композиции Рафаэля были очень популярны и их охотно копировали в прикладном искусстве (в основном с гравюр). Вот здесь, например, использовали его "Суд Париса":
Полидоро да Караваджо (?). "Амур и Психея", "Психея и ее сестры" - одни из самых эффектных работ на выставке:
Кстати, глядя на фотографию этой работы хочется высказать одно замечание: в наши дни модно устраивать выставки в полумраке, высвечивая работы направленным освещением. Смотрится это, конечно, эффектно, однако на мой взгляд практика эта порочная: во-первых, крайне редко удается равномерно осветить большие работы, так что в результате углы получаются затемнены, во-вторых, в полумраке неудобно читать аннотации к работам (на этой выставке аннотации были особенно важны, но при этом они безбожно бликовали и чтобы их прочесть, следовало искать нужный ракурс), и в-третьих, при таком освещении очень сложно фотографировать работы.
Работа Джудио Романо, явно вдохнавлявшаяся рафаэлевской Форнариной:
А это у нас "постмодернизм до постмодернизма": все фигуры в этой работе Андреа Саббатини являются цитатами из Рафаэля ("Мадонны ди Фолиньо", "Парнаса" и "Афинской школы")::
Еще один постмодернизм (две фигуры в центре на заднем плане явно приехали из "Афинской школы"):
"Вакх, Венера и Церера" Хендрика Гольциуса:
Интересно, что это за фигура на заднем плане - случаем не автор?
Еще один пример "творческого заимствования". Рафаэлевская мадонна сидит в кресле:
А тут она оказалась в пейзаже:
И еще один пример (композицию тут отзеркалили):
Корнелис де Вос:
И Петер Пауль Рубенс:
Этот портрет Ван Дейка - вещь хрестоматийная и является одной из жемчужин постоянной экспозиции.
Однако оказывается, что тут художник слегка косплеит Рафаэля изящным жестом руки:
А вот Антон Рафаэль Менгс косплеить Рафаэля постеснялся. Поэтому он косплеит друга Рафаэля:
"Александр Македонский в мастерской Апеллеса" Джузеппе Кадеса. Эту картину любящая бабушка Катя подарила своему любимому внучку Сашеньке (видимо, чтобы у него перед глазами был пример правильного поведения):
И снова "Суд Париса":
В 19-м веке вокруг Рафаэля сформировался целый культ, частью которого были вот такие сопливые картиночки про его любовь к Форнарине:
Их отличнейшим образом обстебал Пикассо в своей "Сюите 347" (сами работы Пикассо я видел и раньше, но вот в комплекте с объектом сатиры они смотрятся совершенно иначе).
Тут у нас просто Рафаэль и Форнарина:
Тут за ними наблюдает папа Лев X:
А тут у нас под кроватью спрятался Микеланджело, а в комнату входит Пьеро Кромелинк - один из граверов, участвовавших в создании "Сюиты 347":
Мадонна работы Энгра из Пушкинского музея:
Головы рабов Александра Иванова:
С середины XIX-го века самой популярной работой Рафаэля стала "Сикстинская мадонна". И интерпретировали ее разные художники и по разному.
Вазы с росписями Мориса Дени:
Сальвадо Дали:
Михаил Врубель:
Александр Самохвалов:
И даже, сюрприз-сюрприз, Евгений Вучетич:
Еще раз повторюсь, выставка очень хороша, так что всем рекомендую ее самым настоятельным образом.
Journal information