В свое время я уже делал большой пост, посвященный зданию ДК имени Горького. Однако поскольку делался этот пост аж в 2008-м году, то к нашему времени он "морально устарел" и даже содержит некоторые фактические ошибки. Дело в том, что за истекшее время с одной стороны были опубликованы проекты, связанные с закрытым конкурсом на создание этого ДК (на момент написания поста мне были доступны только два проекта - Н. А. Троцкого и А. И. Дмитриева), с другой стороны, в руки мне попала книга А. И. Гегелло "Из творческого опыта", где подробно рассказывается о том, как он работал над проектами этого здания. А поскольку в эту пятницу я буду читать онлайн-лекцию "Архитектура ленинградского авангарда", частью которой станет и рассказ об этом здании, я решил совместить приятное с полезным и сделать отдельный пост, посвященный проектированию этого ДК.
Начать рассказ об истории проектирования этого, да и всех остальных питерских ДК следует со статьи члена президиума Губпрофсовета Г. Д. Вейнберга «Надо строить дома культуры», опубликованной 11 марта 1925 года в «Ленинградской правде». В ней говорилось: «Дома должны быть простыми, не особенно затейливыми, несложными по конструкции, дорогие украшения нам сейчас не по карману. Но все же они должны быть красивыми и отражать новый нарождающийся быт... Каждый из этих домов культуры должны иметь большой зал в полторы-две тысячи человек со сценой для рабочего театра. Этот зал должен быть также приспособлен для больших рабочих собраний и конференций... Кроме театрального зала, в этом доме культуры должны быть один или два лекционных зала, зал спорта и гимнастики, комнаты для игр, читальный зал, библиотека, и целый ряд больших комнат для Комсомола, кружковых и студийных занятий».
В тот же день Вейнберг изложил эти же тезисы на заседании Технической комиссии Комитета содействия кооперативному строительству рабочих жилищ, на котором он председательствовал. Идею поддержали присутствовавшие на заседании архитекторы Л. А. Ильин, А. И. Дитрих и А. И. Дмитриев. Составить детальную программу строительства было поручено архитекторам Проектного бюро Стройкома Д. П. Бурышкину, Л. М. Тверскому и А. И. Гегелло.А 13 марта 1925 года Президиум Губпрофсовета постановил «включить в общий план строительства постройку культурных учреждений в рабочих районах», выделив для этой цели 50'/о имеющихся на строительство средств".
В апреле-мае 1925-го года был проведен закрытый конкурс на проект Московско-Нарвского дома культуры с театральным залом на 2000 человек проводился в апрелемае 1925 года. К участию были приглашены архитекторы А. И. Дмитриев, Н. А. Троцкий и В. А. Щуко, а также архитекторы Проектного бюро Стройкома представившие четыре варианта проектов. Итоги конкурса были подведены 1 июня.
Рассматривать представленные на конкурс проекты особенно интересно в плане борьбы двух стилей - модернизированной неоклассики и конструктивизма. Первое место на конкурсе занял выдержанный в неоклассическом духе вариант III Проектного бюро Стройкома, разработанный архитекторами Д. П. Бурышкиным и Л. М. Тверским.
Второе место занял проект Н. А. Троцкого, созданный в духе конструктивизма. Интересно, что три года назад Троцкий с неоклассическим проектом победил на конкурсе на Дворец Труда братьев Весниных с проектом конструктивистским. Победа, впрочем, была одержана в первую очередь из-за вмешательства И. В. Жолтовского, который настоял, чтобы премировали неоклассический проект, хотя большинству архитекторов больше понравился проект Весниных. Похоже, произвел он впечатление и на Троцкого, который стал одним из ярых адептов конструктивизма, а использование проводов антенн с веснинского Дворца Труда явно переползло и на проект ДК, составленный Троцким через три года:
Третье место занял проект А. И. Гегелло (вариант IV Проектного бюро Стройкома), также оформленный в неоклассической стилистике.
Интересная деталь - обелиск на стадионе (сразу вспоминается, что на римских стадионах, где проходили гонки колесниц, также стоял обелиск - мета, вокруг которого колесницы заворачивали)
В книге "Из творческого опыта" Гегелло более подробно рассказал, как работал над проектом. Начал он работу, что интересно, с вариантв в духе конструктивизма с расчлененным асимметричным планом. Он так же был представлен на конкурс, как вариант II Проектного бюро Стройкома, но премии не получил.
Тем не менее, этот вариант Гегелло не удовлетворил. Как он сам писал: "Известную роль в этих сомнениях играла, очевидно, моя классическая архитектурная подготовка". Поэтому он разрабатывает новый проект, в классическом духе.
Интересно, что во всех вариантах этого проекта, в основном отличавшихся деталями планировки большого зала и сцены с обслуживающими помещениями, Гегелло планировал сделать общую сцену для большого и малого залов. Данная идея была в то время популярна у архитекторов, она выглядела экономичной и эффективной, поэтому периодически совершались попытки ее реализации. Чаще всего совмещали сцену Зимнего и Летнего театров. В Петербурге в 1902-1904 годах ее применили в здании Невского театра Веры Неметти, а в 1926-1939 годах -в здании Ереванского театра оперы и балета (архитектор А. И. Таманян). Однако и в том и в другом случаях от этой идеи отказались: театр Веры Неметти перестроили в доходный дом, а в Ереване летний театральный зал превратили в закрытый концертный зал с эстрадой для оркестра, отделив его от основного зала глухой стеной.
Однако внешний вид фасадов этого проекта Гегелло, как он сам пишет "в последнюю минуту" переделал в более современный вариант (впрочем некая "классичность" ощущается и здесь, недаром этот проект был выставлен на выставке "Палладио в России":
Задний фасад.
Четвертое место получил проект А. И, Дмитриева, также оформленный в духе модернизированной неоклассики:
Пятое место занял конструктивистский проект В. А. Щуко. Интересно, что Щуко, являвшийся одним из основоположников неоклассического направления (он автор домов Маркова на Каменноостровском проспекте, ставших фактически декларацией нового стиля и вызвавших большое количество подражаний) становится и одним из основных сторонников конструктивизма. Именно он построит в Ленинграде первый конструктивистский дом культуры - ДК имени Ленина.
И пожалуй самый эффектный из проектов, однако комиссией не премированный - вариант I Проектного бюро Стройкома. Архитекторы Д. П. Бурышкин и Л. М. Тверской:
По итогам конкурса «в смысле реальности по отношению к постройке домов культуры», жюри единогласно высказалось за вариант IV проекта Проектного бюро Стройкома. Поэтому именно А. И. Гегелло было поручено разработать новый проект по материалам конкурса. Для работы над проектом Гегелло пригласил в соавторы архитектора Д. И. Кричевского. Они будут работать в соавторстве вплоть до войны (к сожалению, Кричевский умер от голода в Блокаду)
Сперва архитекторы попытались доработать свой собственный проект, убрав совмещенную сцену и на месте малого зала разместив двор:
Однако этот вариант Гегелло не удовлетворил. В итоге у него "возникла идея большого зала совсем иного типа ... - трапециевидного в плане". Этот зал становился центром композиции, "вокруг которого должны были группироваться остальные помещения дворца культуры".
эскиз плана
продольный разрез
планы второго и четвертого этажей:
Эскиз отделки зрительного зала:
Эскиз устройства кинокамеры в зрительном зале:
Интересно, что в поисках оформления фасада авторы проекта по-прежнему колеблются между неоклассикой и конструктивизмом:
В итоге они приходят к компромиссному варианту, напоминающему о конкурсном проекте Дмитриева. Характерно, что на этом эскизе фасад в целом неоклассический, однако на башнях появляются конструктивистские детали: трехгранные стеклянные эркеры (они напоминают о здании клуба "Красный путиловец", перестроенном А. И. Никольским из церкви в 1925-м году), а также провода антенн
В процессе проектирования использовалась также и проектная модель. Именно на ней, ктстаи, решался вариант - делать ли из лестничных клеток башни, которые превышают высоту фасада, в чем не было функциональной необходимости. Верхушки лестничных клеток были сделаны на модели съемными, и посмотрев оба варианта, заказчик башни утвердил.
Journal information