babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Харьков. Ансамбль привокзальной площади.

Если театр начинается с вешалки, то для большинства приезжих город начинается с вокзала и привокзальной площади. А ансамбль Привокзальной площади Харькова как будто специально создан для того, чтобы продемонстрировать гостю города все архитектурные стили, с которыми он может встретиться.
Самое старое здание ансамбля - это Управление Южных железных дорог: 
 
Постройка была вызвана крайней необходимостью - до этого центральное управление дороги размещалось в 19 наемных домах, что очень мешало слаженной работе отделов.
  
Гигантское здание в стиле неоклассицизма было построено в 1912-1914-м году по проекту архитекторов А. Дмитриева, Д. Ракитина и инженера П. Ротторта. 
  
Здание стало одним из самых крупных в дореволюционном Харькове. 

   
Характерно, что если фасады здания, выходящие на площадь и улицу богато декорированы: 
  
то на двух других фасадах на декоре сэкономили: 
  
Напротив здания Управления стоит здание Главпочтамта, построенное в стиле конструктивизм:
 
Здание построено по конкурсному проекту архитектором А. Мордвиновым в 1927-1929 годах:   
Любопытно, что место, на котором стоит сейчас это здание, ранее упоминалось в планах для сооружения здания Госпрома.
   
А вот как выглядит здание с обратной стороны (сорри за качество снимка - пришлось снимать через стекло):
На год раньше здания почтамта, в 1926-м году был заложен жилой дом для работников Южной железной дороги. Строительство его закончилось в 1928-м году: 
  
Здание построено по проекту известного харьковского архитектора А. Бекетова и по стилю предвосхищает сталинскую неоклассику конца 30-х годов. 
  
 
Перед Бекетовым стояла достаточно сложная композиционная задача вписаться в существующую застройку, с которой он успешно справился. Здание фактически состоит из двух корпусов. Северный корпус здания замыкает своим фасадом привокзальную площадь:
     
А примыкающий к нему протяженный южный корпус украшен на углу куполом, по форме повторяющим один из угловых куполов управления Южных железных дорог: 
 
  
Последним зданием, построенным на Привокзальной площади стал сам вокзал, построенный взамен разрушенного в годы войны в 1952-м году: 
 
Здание построено по проекту архитекторов Г. Волошина, Б. Мезенцева, Е. Лимаря. 
   
Поскольку искусство социалистического реализма должно было быть не только "социалистическим по содержанию", но и "национальным по форме", архитекторы развернулись вовсю, изукрасив здание изнутри и снаружи огромным количеством национальных узоров: 
   
Потолок главного зала украшен кроме узоров еще и фресками на темы счастливой жизни в социалистической Украине: 
  
 
  
Стену вокзального ресторана украшает другая фреска, изображающая социалистический Харьков из "альтернативной реальности", в которой рядом со зданием Госпрома красуется несуществующая в нашей реальности сталинская высотка: 
  
А на перроне вокзала недавно появился отставший от поезда отец Федор из "Двенадцати стульев": 
Tags: Дмитриев А. И., Мезенцев Б. С., Путевые заметки, Советская архитектура, Украина, Харьков
Subscribe
promo babs71 june 30, 11:47 2
Buy for 100 tokens
27 июля, в субботу, состоится экскурсия от станции метро "Спортивная" до Иоанновского монастыря на Карповке. В этом районе строили такие выдающиеся архитекторы как Федор Демерцов, Луиджи Руска, Николай Никонов, Василий Косяков, Степан Кричинский, Федор фон Постельс, Демьян Фомичев,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments