
Театр упорно заявляет, что он ведет прямую преемственность от того самого театра Волкова и, следовательно, основан в 1750-м году. Это на самом деле не так (театр Волкова прекратил в Ярославле свое существование вскоре после отъезда Волкова в Петербург), тем не менее театр в этом городе и в самом деле имеет весьма богатые традиции и еще в конце XIX-го века считался одним из лучших в России. На его сцене начинали свою карьеру такие звезды, как Пелагея Стрепетова, Иван Москвин, Леонид Собинов.

Ныне существующее здание было построено в 1909-1911-м годах.

Строительству предшествовал архитектурный конкурс (возгавлял жюри конкурса такой известный архитектор, как Ф. О. Шехтель).

Его победителем стал архитектор Николай Александрович Спирин.

Поскольку в это время в моду вошла неоклассика, Спирин взял в качестве прототипа один из самых известных образцов московского классицизма - конный двор в Кузьминках, созданный Д. Жилярди.

В итоге получилась весьма эффектная композиция, особенно в фас.

Несколько слабее вид сбоку:

Непропорциональная вытянутость здания и торчащая над ним огромная коробка для подъема декораций несколько портят впечатление (впрочем, последнее - проблема довольно сложно разрешимая средствами архитектуры).

Здание богато украшено скульптурой.









Обычно, когда я езжу в другие города, я не хожу там в театры (так как времени обычно всегда не хватает). Однако поскольку эта поездка была зимой, когда темнеет рано, я решил, что в темное время суток вполне можно посетить и театр (а заодно посмотреть интерьеры театра).
У входа зрителя встречает бюст Федора Волкова:


У входа на лестницу "классические" статуи:




Фойе бельэтажа. Интерьеры театра реконструировались в советское время, так что мне сложно судить, что именно относится к дореволюционным временам, а что - к советским, но по моим ощущениям плафон и люстра - дореволюционные, а лепнина - советских времен .:






Небольшая фреска с церковью Петра и Павла:

Зрительный зал:





Интересные вентиляционные решетки в стиле модерн:


Самая интересная часть интерьера - большой фриз "Торжество Диониса", написанный художником Николаем Верхотуровым и его женой, художницей Верой Сакен. Левая сторона:






И правая сторона:






Из-за ковида в театре рассаживали через одно место. В Ярославле поступили очень остроумно, и на свободные места рассадили Федоров Волковых, так что спектакль можно было смотреть в компании основателя русского театра.

Смотрели в Ярославле мы два спектакля. Первым был "Лес" Островского, и должен сказать, от просмотра его я получил большое удовольствие. После всех авангардных постановок с режиссерским видением, когда вместе пьесы получается хрен знает что, было очень приятно посмотреть традиционный спектакль, основанный на отличном тексте и с хорошей актерской игрой. В общем, мы с женой пришли к выводу, что спектакль нам понравился куда больше, чем додинский "Гамлет" в МДТ (тем паче и билеты стоили не 2 тысячи, а всего лишь сто рублей). Кстати, просмотр этого спектакля заставил меня задаться вопросом: почему в школах у Островского изучают "Грозу" (на мой взгляд, теперешнему школьнику довольно сложно проникнуться страданиями Катерины, во всяком случае я при чтении этой пьесы чисто отббывал номер), а не "Лес", куда более актуальный и интересный.
Вторым спектаклем, на который мы сходили, стал "Забыть Герострата" Горина. Он нам понравился несколько меньше. Тут и Горин все-таки не Островский, да и в самой постановке режиссер увлекся показом фигуристых девиц из массовки. Тем не менее и этот спектакль был довольно неплох. Особенно хорош был Валерий Соколов в роли Тиссаферна (он, кстати, хорошо играл и в "Лесе" лакея Карпа Савелича).
Так что тем, кто приезжает в Ярославль, вполне можно порекомендовать при наличии времени посетить местный театр.
Journal information