Особняк был построен в 1844-1849 годах.
Его строительство начал архитектор Р. И. Кузьмин.
Он оформил особняк в духе неоренессанса, с рустовкой первого этажа, венецианскими окнами и карнизом с машикулями.
Однако у архитектора в 1845-м году возник конфликт с заказчиком, поэтому внутренней отделкой особняка руководил уже Г. Боссе.
Интересно, что работой Боссе владелец остался доволен и позднее архитектор сотрудничал и с другими представителями семейства (так, в 1852-м году он строит особняк князя М. В. Кочубея)
В своем новом особняке Кочубей жил недолго и вскоре продал его Г. С. Строганову.
А в начале 1880-х годов новым владельцем особняка стал промышленник Ю. С. Нечаев-Мальцов.
По его заказу интерьеры особняка заново отделал в стиле рококо Л. Н. Бенуа.
Последний директор императорских театров В. А, Теляковский так писал о Нечаеве-Мальцове и его особняке в своих мемуарах: «Купив дом на Сергиевской, он поселился там со своими двумя старыми некрасивыми сестрами, заново его отделал и стал задавать пиры. Потолок в большом зале был украшен картиной Семирадского, картины художника были также вделаны в стены гостиной, причем одна из них, которая приходилась на одностворчатую дверь, была даже прорезана.
О балах и обедах Нечаева ходили легенды. Трюфелей гостям предлагали брать сколько угодно, чуть не на вынос. Вина всякого сорта и звания было разливное море. На балах за котильоном, не считая громадных корзин цветов прямо из Ниццы, доставляемых вагонами, давали ценные подарки. В зимнем саду в прудах плавали рыбы, словом, было все. Но кто-то из недовольных критиковал эти балы, потому что не было... качелей. Я думаю, что добрейший Ю. С. Нечаев-Мальцов завел бы и качели и даже американские горки, если бы его побольше попросили.
Нечаевы очень долго ждали фортуны – она улыбнулась им в преклонных годах, и они торопились насладиться счастьем, которое дают упавшие с неба деньги. Счастьем своим они хотели поделиться и с другими, и часто это выходило комично, хотя и искренне. Над ними и братом в Петербурге смеялись, но трюфеля за обе щеки уписывали».
Впрочем, читая об этих роскошествах стоит иметь в виду, что Нечаев-Мальцов тратил деньги не только на трюфеля, но и на разнообразнейщую благотворительность (так, практически целиком на его средства был создан московский Музей имени Пушкина).
После смерти Нечаева-Мальцева особняк унаследовал внук его сестры - Е.П.Демидов-Сан-Донато. А в 1918-м году особняк национализировали.
Впрочем, читая об этих роскошествах стоит иметь в виду, что Нечаев-Мальцов тратил деньги не только на трюфеля, но и на разнообразнейщую благотворительность (так, практически целиком на его средства был создан московский Музей имени Пушкина).
После смерти Нечаева-Мальцева особняк унаследовал внук его сестры - Е.П.Демидов-Сан-Донато. А в 1918-м году особняк национализировали.
В 1920-х годах в особняке размещался Петроградский окружной фотокинокомитет. Вплоть до 1925-го года здесь работала студия «Севзапкино», а внутри особняка были оборудованы съёмочные павильоны.
В 1933-м году в особняке разместился Смольнинский (позднее Дзержинский райисполком), который находился здесь вплоть до 1995 года
Journal information