Само здание палат было построено в конце 80-начале 90-х годов XVII-го века и является одним из старейших гражданских зданий Ярославля.
Когда-то это было главное здание большой усадьбы митрополита Ростовского и Ярославского (помимо этого здания были еще флигеля, домовая церковь, хозяйственные постройки и каменная ограда, разобранные в XVIII-XIX-м веках) и пожалуй самое богатое здание Ярославля в XVIII-м веке. Здесь жил первый генерал-губернатор Ярославля Мельгунов и останавливалась во время посещения города Екатерина II.
В 1830-е годы здание было перестроено с надстройкой третьего этажа. Декор со стен стесали, разобрали высокие крыльца.
"По счастью" здание сильно пострадало во время подавления белогвардейского мятежа в 1918-м году, поэтому в 1920-е годы была проведена реставрация здания. Руководил ею один из самых именитых русских реставраторов П. Д. Барановский, и в ходе нее палатам вернули первоначальный облик.
В 1977-м году была проведена еще одна реставрация, и после нее в здание въехала экспозиция иконы. Посмотрим ее.
Одно из главных сокровищ экспозиции - единственная домонгольская икона, "Спас Вседержитель" начала XIII-го века (икона очень изысканная по цвету, фотография это к сожалению не передает):
Илья-Пророк конца XIV - начала XV века:
Никола с житием XV века:
Деисус конца XV-го века:
"Происхождение честных древ креста Господня", первая четверть XVI века:
"Богоматерь" первой половины XVI-го века:
"Благовещение" середины XVI-го века:
"Иоанн Предтеча", XVi век:
"Мученик Артемий Воин" начала XVII-го века:
Иконы XVII века. В моду входят сложные концепции и аллегории. Вот одна из таких икон - "Единородный сын":
Особенно хороша здесь смерть:
"Воскресение с сошествием в Ад",
"Вознесение Христово"
"Богоматерь Корсунская":
"Хвалите господа с небес":
Семен Иванов "Богоматерь Хлыновская":
"Архидиакон Стефан":
Интересная икона - резное распятие в центре и рисованные поля:
"Голова Иоанна Предтечи" - очень популярный в этих местах сюжет.
"Симеон Богоприимец" начала XVIII-го столетия повышенной няшности (глядя на эту икону я сразу вспомнил "Сретение" Бродского):
Кроме основной экспозиции в музее работали две временные выставки. Одна была посвящена большой коллекции "поздней иконы" XVIII-XIX веков. Судьба ее была довольно необычной - она хранилась на чердаке музея, не включенная в его фонды, и признали ее уже только в постсоветское время. Надо сказать, я привык относиться к иконе этого времени пренебрежительно (все-таки, уже с XVII-го столетия икона постепенно приходит в упадок). Однако работы на выставке мне понравились, они оказались очень симпатичными и в хорошем смысле слова декоративными:
Забавный сатана:
Еще одна выставка была сделана интерактивной. Посвящена она была "спору о бороде", который произошел во времена Петра I. Когда вышел петровский указ о бритье бород, ярославцы возмутились и стали заявлять, что лучше пожертвуют головами, чем бородами. Однако митрополит Дмитрий успокоил жителей города, напомнив о том, что борода отрастет, а вот голова, что характерно, нет.
Сама выставка включает в себя как видеоролики, так и обычные экспонаты, которые подсвечиваются в ходе рассказа (а так находятся в темноте). Решение, конечно, интересное, но лично я все-таки предпочел бы, чтобы сами экспонаты были видны все время и их можно было нормально рассмотреть (среди экспонатов были весьма любопытные провинциальные портреты). Увы, современные музейщики в погоне за эффектной подачей экспоната забывают о том, что первичен все-таки экспонат.
Journal information