Наткнулся на новость о том, что в Эрмитаж поступила официальная жалоба "на то, что выставленные в залах обнаженные скульптуры развращают детей". Первым делом я, конечно, вспомнил бессмертную фразу нашего министра иностранных дел, потому как для того, чтобы писать такие жалобы, надо быть абсолютно серым человеком. Лично я первый раз оказался в Эрмитаже еще до школы, и мне тогда же родителями было сказано, что наготы в произведениях искусства стыдиться не надо, она там вполне допустима, так что этот вопрос меня абсолютно не беспокоил.
Однако возможно, что на самом деле все несколько сложнее. Ведь борьба с наготой не является чисто российским феноменом, тот же фейсбук активно цензурирует "голые фотки", причем под цензуру попадают и исторические фотографии, и шедевры живописи. Так что очень может быть, что после эпохи сексуальной раскрепощенности мы наблюдаем очередное наступление "стыдливости", частью которого и является боязнь наготы в искусстве. И этот процесс в истории возникает явно не впервые. Можно вспомнить контраст "либертинского" XVIII-го века и "викторианского" XIX-го. Классическим примером этого контраста является эпизод, когда после постройки Исаакиевского собора статуи Диоскуров, украшавшие Манеж, были перенесены в Конногвардейский переулок, чтобы не смущать верующих, хотя при предыдущем Исаакиевском соборе они спокойно стояли рядом и никому не мешали.
Journal information