
История этого храма связана с той ролью, которую преображенцы сыграли в возведении на престол Елизаветы Петровны. Ведь именно к ним обратилась великая княжна, призывая их защитить права "дщери петровой". И своеобразной наградой (помимо денежных раздач, чинов, поместий и прочих ништяков) должен был стать новый каменный полковой храм. Указ о его строительстве был дан 7 декабря 1741 года. А один из престолов храма должен был быть освящен в честь священномучеников Климента папы Римского и Петра архиепископа Александрийского (в день именно этих святых и состоялся переворот)

Согласно традиционной версии, приведенной в книге "Историко-статистическое описание Преображенского всей гвардии собора", написанной настоятелем собора протоиереем П. Зиновьевским в 1876-м году, Елизавета распорядилась построить храм на месте полковой съезжей избы, в которую она и приехала в день переворота. Однако многие историки сомневаются в этой версии, поскольку съезжая изба полка располагалась на берегу Фонтанки. Поэтому существует версия, что место для строительства полкового храма было намечено еще при Анне Иоанновне, а Елизавета просто распорядилась строить вместо деревянной церкви каменную.

Создание проекта храма было поручено Михаилу Григорьевичу Земцову, который на тот момент являлся самым опытным и авторитетным архитектором страны. В 1742-м году Земцов уехал в Москву для подготовки к коронационным торжествам, а перед отъездом разработал проект Преображенского собора.

Исходный проект Земцова, увы, не обнаружен в архивах. Возможно, что Земцов планировал построить центричекий купольный храм, аналогичный проекту Троицкого собора на Городском острове:


9 июня 1743 года в присутствии императрицы состоялась церемония закладки храма, и началось его строительство.

Однако уже 28 сентября работы остановились, поскольку Земцов скончался, и только 10 декабря 1743 года Елизавета назначила руководить строительством архитектора Пьетро Антонио Трезини.

В марте 1745-го года последовал устный указ императрицы о том, чтобы "на куполе и лантернинах главы делать не против апробованного плана и фасада, но против глав, имевшихся в Москве, на соборной церкви Успения пресвятыя богородицы". Это первое упоминание указания Елизаветы Петровны о том, что храм должен был быть не одноглавым, а пятиглавым. Однако упоминание "апробованного плана и фасада" говорит о том, что решение сделать храм не одноглавым, а пятиглавым, появилось еще до этого. Поэтому возникает вопрос, кто именно первым вводит пятиглавие в проект - Земцов или Трезини.

Как я уже упоминал выше, проект Земцова не сохранился, а из проектов Трезини сохранилось четыре варианта (два в Эрмитаже и два в Стокгольмском архиве). Наиболее ранним является вот этот проект (поскольку в нем единственном на плане не показаны субструкции, поддерживающие боковые купола). На чертеже имеется надпись: "План и фазсат церкви, изображающий всем осередине болшой купол и при нем четыре лантернина, которые могут служить для колоколни и часов. А прочие два для симетрии на олтарями пределов". Надпись позволяет предположить, что это именно тот самый "апробованный" проект, произвести переделку которого потребовали в 1745-м году. Характерно, что план храма практически совпадает с проектом Земцова для храма на Городовом острове. Судя по всему, Земцов взял свой нереализованный проект за основу для проекта Спасо-Преображенского собора, а уже его проект однокупольного храма Трезини переработал, введя в него пятиглавие.

Однако, как мы уже знаем, первоначальный вариант пятиглавия Елизавету не удовлетворил, и она потребовала от архитектора сделать более "русский" вариант куполов. Судя по всему, изначально Трезини предполагал сделать боковые главы деревянными, что не требовало бы вносить серьезные изменения в конструкции уже почти построенного здания. однако императрица потребовала делать боковые купола из камня, поэтому архитектору пришлось возвести внутри храма круговые субструкции, которые и должны были держать вес куполов. Похоже, архитектор не очень четко представлял, чего именно хочет императрица, поэтому сделал новые чертежи с клапанами, на которых были зиображены разные варианты куполов:



В итоге был утвержден вариант собора, который мы можем видеть на этих обмерных чертежах:


Внутренняя отделка собора началась в 1748-м году

Храм был освящен 5 августа 1754 года в присутствии императрицы. Его облик был запечатлен в 1825 году художником К. Ф. Сабатом: Собор стал первой церковью Петербурга, увенчанной пятиглавием, которое стало впоследствии практически неотъемлемым атрибутом православного храма. Правда надо признать, что выглядят главы храма несколько странно. Первый блин "в русском стиле" вышел комом (или точнее луковица - блином):

Несмотря на свой странноватый облик, храм был весьма почитаемым, а в 1796-м году его объявили собором всей русской гвардии. Однако 8 августа 1825 года он сгорел из-за неосторожного обращения с огнем при ремонте куполов.

По повелению Александра I был создан комитет по восстановлению собора, который возглавил великий князь Михаил Павлович. Также император пожертвовал на восстановление храма 50 тысяч рублей.

Восстанавливать собор пригласили архитектора Василия Петровича Стасова. Согласно письму командира Преображенского полка Н. А. Исленьева, уже в 1825-м году "архитектором Стасовым составлен план по новому фасаду".

К сожалению, проектная документация по восстановлению собора фактически не сохранилась. Известны только два чертежа фасада и один план, датированные 1826 и 1827 годами (при этом происходят они не из государственных архивов, а из архивного фонда семьи Полторацких). Поэтому сложно судить, был ли проект восстановления храма таким изначально, или Стасов делал и другие варианты проекта.

Поскольку стены собора хорошо сохранились, в целях экономии времени и средств конструкции собора почти не меняли. Стасов только добавил портик перед главным входом и изменил форму глав. Не стали даже перекладывать своды собора, чтобы они поддерживали боковые главы, так что волей-неволей пришлось сохранить и их субструкции, загромождающие углы собора.

В целом фасады храма декорированы в духе ампира, хотя необычные неклассические наличники окон позволили И. А. Фомину написать, что Стасов "задался мыслью сделать нечто византийскле, но ему, всю жизнь положившему и всю душу вложившему в чистую классику, не легко перейти на совершенно иную дорогу"

Входы в здание украшены композициями с ангелами и крестом:




Также на фасадах можно увидеть изображения Георгиевского креста и композиции из библейских символов (в литературе встречаются утверждения, что там есть как религиозные, так и военные символы, однако это не так, все изображения относятся к Ветхому и Новому заветам).





Уже зимой 1828-го года, еще до церемонии освящения храма, в нем было предложено начать богослужения.

Однако сама церемония была отложена до 5 августа 1829 года, 75-летней годовщины первого освящения собора.

Поскольку в том же году завершилась Русско-Турецкая война, по предложению Стасова собор окружили своеобразной оградой-мемориалом, созданной в 1830-1832 годах.




Она состоит из трофейных турецких орудий, сгруппированных по три, и скованных цепями.



Интересны клейма на орудиях. Большинство из них украшает тугра (каллиграфическая подпись султана) Мухаммеда II:






Однако на некоторых орудиях встречается и другой вариант клейма (буду рад, если кто-нибудь просветит меня по этому поводу).



Есть на орудиях и русские надписи (судя по всему, они отмечают вес орудия и были оставлены трофейщиками).

Ворота ограды украшают увеличенные изображения медали за Турецкую кампанию.









Также у собора установили на лафетах еще двенадцать пушек и два единорогоа - трофеи подавления Польского восстания 1831-го года. Увы, в советское время их решили убрать, а поскольку Артиллерийский музей от них отказался, то орудия сдали в переплавку. Так что теперь их можно увидеть только на старых рисунках:

Рядом с собором стоит часовня, построенная архитектором И. В. Слупским в 1886-м году



В советское время храм не закрывался, правда хранившиеся в нем многочисленные военные реликвии были изьяты и отправлены в музеи.

А так выглядит интерьер собора:

А вот и те самые субструкции:

P.S. 16 мая, в воскресенье, состоится экскурсия по окрестностям метро "Елизаровская".
Среди прочего мы увидим:
- Палевский жилмассив - жилмассив на улице Ткачей - школу на улице Ткачей - ДК Крупской - профилакторий «Текстильщица» - школу-«самолет» - памятник Ленину у Невского завода.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1334355.html
Journal information