Выставка оказалась весьма интересная, хоть и не без недостатков. Недостатков этих, соответственно, два. Главный из них - работы, привезенные из Сиенской пинакотеки, которые составляют примерно треть выставки, выставлены за стеклом и при этом очень плохо подсвечены, так что стекло безбожно бликует, и рассмотреть работы довольно сложно. Второй же недостаток - эти работы запрещено фотографировать.
Впрочем, вторая треть работ, которые принадлежат Пушкинскому музею, выставлена куда лучше, да и по качеству как минимум не уступает, а то и превосходит работы, привезенные из Сиены. Предлагаю взглянуть на них.
Плжадуй, самый эффектный среди них (к тому же и висящий на самом козырном месте в своем разделе экспозиции) - вот этот алтарный полиптих второй половины XIV века работы Франческо д'Антонио да Анкона:
Разглядывать ее можно долго. Тут и мадонна с младенцем на троне:
И Иисус Христос над ней:
Раздичные святые. Иоанн Креститель, Франциск Ассизский. Святой Лаврентий
Святой Власий, Екатерина Александрийская и Святой Стефан:
Штуковины на голове Святого Стефана меня несколько озадачили, но погуглив я выяснил, что это камни, которыми он был побит:
В верхнем ряду ищображения свяых сочетаются со сценой Благовещения:
Ангел вышел особенно изысканным:
Симоне Мартини - самая известная фигура Сиенской школы. Пожалуй, работы Мартини, привезенные из Сиены, интереснее (это единственное, в чем они превосходят Пушкинский музей), но и работы из Пушкинского музея неплохи. Это Мария Магдалина (1320-е гг.)
и Святой Августин (1340-е гг)::
Еще один гвоздь выставки - Мадонна работы Джованни ди Бартоломео Кристиани (около 1370 г):
Великолепна и эта мадонна неизвестного пизанского мастера, написанная в 1270-х годах:
А вот, напротив, более поздняя работа - Мадонна с младенцем, святыми Екатериной и Христофором работы Маттео ди Джованни (вторая половина XV века):
Сенья ди Бонавентура. Распятие (после 1319 года):
Лоренцо Монако\ Мадонна с младенцем (1406 год):
Сассетта (Стефано ди Джованни). Святые Лаврентий и Стефан.
Работа Бернардино Фунгаи "Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса" висит в постоянной экспозиции Пушкинского музея (а аналогичное полотно "Великодушие Сципиона Африканского" - у нас в Эрмитаже), однако на выставке я рассмотрел его повнимательнее и обратил внимание на кучу интересных деталей:
Все главные действующие лица здесь подписаны (видимо, заказчик опасался перепутать). В центре, как и положено, главная сцена - Сифакс сдается в плен Сципиону
Подписаны, соответственно Сифакс, Сципион и Гай Лелий (легат и главный помощник Сципиона).
Справа Сципион выговаривает Массиниссе, что тот зря женился на экс-жене Сифакса Софонисбе:
Слева сцена того, как слуга Массиниссы передает Софонисбе яд, чтобы той не пришлось сдаваться в плен:
А вокруг птички поют, звери гуляют и даже ходит единорог, причем полупрозрачный (видимо художник не мог решить, существуют единороги или нет):
Особенно забавно рассматривать изображение лагеря римлян с очаровательными стаффажами:
Сано ди Пьетро. Усекновение головы Иоанна Крестителя\ Эта картина - кусок пределлы (нижней части алтарного полиптиха). Пределла представляет собой вытянутую доску, которую в данном случае распилили на несколько кусков (времена тогда были незамутненные). Еще один кусок ее находится в Будапеште, и, вероятно, было еще несколько кусков.
Однако самым сильным впечатлением от этой выставки стали так называемые таволетты Биккерны. Биккерна - это средневековый сиенский гибрид налоговиков и казначейства. Возглавля эту службу "камерленго", Поскольку каждые шесть месяцев все руководство службы меняли на новое, много наворовать было проблематично. А раз чиновник не может казеные деньги украсть, он потратит их на повышение престижа своей должности. И вот в 1257-м году тогдашний камерленго монах дон Уго из аббатства Сан-Гальгано решил выпендриться и заказал зудожнику Бартоломео первую таволетту.
Что же такое таволетта? Это деревянная доска, которая служила обложкой книги, в которую подшивались документы Биккерны за определенный период (именно поэтому, кстати, хранятся таволетты не в пинакотеке, а в городском архиве). Выглядели эти книги так:
При этом сюжетная роспись размещалась в верхней половине доски, а нижнюю половину занимала текстовая информация о том, что содержится в этой книге. На первых таволеттах изображали самого камерленго, а дальше стали изощряться кто во что горазд в меру своей испорченности.
Вот, например, камерленго дон Раньери из того же самого аббатства Сан-Гальгано, руководивший делами в первом полугодии 1321 года (художник Гвидо Чинатти):
А вот Ильдибрандо Пальярези, камерленгствовавший во втором полугодии 1264 года (нижняя половина таволетты утеряна):
А тут у нас Аллегория доброго правления в Сиене вторая полвина 1344 года, художник Амброджо Лоренцетти:
Обратие внимание на волчицу с Ромулом и Ремом (сиенцы считали себя потомками римлян):
Камерленго и писец за работой. Первая половина 1353 года, работа Бартоломео Булгарини:
Первая половина 1451-го года. Художник Сано ди Пьетро (школа). Здесь пока Мадонна защищает Сиену, Камерленго умывает руки (видимо снимает с себя ответственность за действия Мадонны):
А тут у нас целое событие - Приношение ключей от города Деве Марии. Первая половина 1453 года, художник Пьетро ди Франческо Ориоли
Действие явно происходит в Сиенском соборе:
Мадонна, кстати, ключи таки берет:
А это, вероятно, какая-то особо почитаемая икона:
Бракосочетание знатных господ. После января 1473 года. Художник Сано ди Пьетро
Введение Богоматери во храм со святыми Иеронимом и Николаем: Первая половина 1484 года, художник Гвидоччо Коццарелли:
Journal information