babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

По Бологое-Полоцкой линии.

В прошлые выходные я совершил еще одно короткое путешествие. В этот раз целью его был город Осташков. И одной из основных причин поездки было желание прокатиться на ретро-поезде по линии Бологое-Осташков. Помимо самого ретропоезда, линия эта интересна и тем, что на ней сохранились многочисленные исторические постройки начала прошлого века.
Утренний "Сапсан" привез нас с супругой в Бологое. Пройдя вперед по платформе мы как раз стали свидетелями подготовки поезда, на котором мы должны были продолжить путешествие. Пара вагонов уже стояла на путях и к ним задним ходом подавали паровоз:







Вагоны в составе, правда, совершенно обычные. Однако на них нанесена эмблема Бологое-Полоцкой железной дороги:

Линию эту начали строить в 1902-м году в рамках подготовки к будущей Европейской войне (линия вела через Полоцк прямиком на Седлец и сыграла бы важную роль при развертывании войск и их дальнейшем снабжении). Поэтому неудивительно, что средства для строительства линии (53 миллиона рублей) выделили французы. Интересно, что хотя линия была сделана однопутной, все мосты строились из расчета на две колеи, на случай, если понадобится быстрое расширение пропускной способности. Завершилось строительство линии в 1907-м году.
Купив в кассе билеты мы подходим к составу и садимся в поезд:

IMG_2810.JPG
На поезде, который тянет паровоз, я ехал в первый раз. И надо заметить, ощущения от езды в нем заметно отличаются от электропоезда. Дело в том, что из-за специфики конструкции при наборе скорости ощущаются небольшие частые рывки, которые после набора скорости стихают.


Кстати, проводницы в поезде также одеты в ретро-форму:

Первая станция - "Бологое-Полоцкое", с вокзалом III-класса



Разработку проектов зданий и сооружений линии вели архитекторы Станислав Воловский и Владимир Мышак.

Помимо главного вокзального здания рядом со станцией сохранилось и две типовых деревянных казармы:


Поезд везет нас дальше. В окно виден эффектный поклонный крест:

Прибываем на станцию четвертого класса Куженкино.


Она наиболее хорошо сохранилась из всех станций, поэтому здесь поезд делает получасовую остановку. Сам состав уезжает на заправку водой:

А по зданию вокзала в это время проводится мини-экскурсия.







А вот проектный чертеж (сфотографировал его на стенде внутри вокзала):

Начинаем с зала ожидания 2-го класса:



Бак с водой и кружкой на цепочке


Окошко кассы:



Деревянные диваны подлинные:


А вот скамьи - реконструкция по старым чертежам и фотографиям:


Для сравнения скамьи 50-х годов:

Теперь заходим в зал 1-го класса:










"Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа":

Вокзальный колокол:

Теперь заходим в помещение начальника станции:



Жезловый аппарат:



Пульт:

Шкаф для ключей к стрелочным переключателям:

Багажное отделение:


Весы:

И пожарный насос:

Я мысленно уже приготовился увидеть клеймо завода Лангезипен (чаще всего на таких насосах встречается именно оно), однако этот насос был произведен в Москве, а не в Питере:


Помимо здания вокзала сохранились и другие сооружения. Погреб для хранения керосина:




Одна из казарм:


На перроне стоят сарай:

Навес для пассажиров:

И "туалет типа сортир, на карте обозначенный буквами Мэ и Жо":

Туалет отличается по стилю от остальных сооружений комплекса и, вероятно, построен позднее (впрочем, есть на линии и сортир исторического вида, покажу его чуть позже):

Водонапорная башня:



Один из сотрудников станции как раз открыл ее двери и разрешил мне сунуть нос на первый этаж:









Поезд тем временем закончил заправку и мы вновь садимся в него.

Рядом с местом посадки действующая модель стрелки, источник радости для ребятишек:

Уэе из окна вагона снимаю еще одну казарму:

Мелькнул на линии и "Сторожевой дом", но его снять я не успел:

Прибываем на станцию "Баталино". Здесь такой же вокзал, правда не столь вылизанный. Остановка здесь короткая, так что просто снял его из двери вагона:

Здесь же сохранился и сортир в стиле модерн (снимал его на обратном пути):


И керосиновый погреб:

Еще одна казарма, снятая на проезде:

Остановка "48-й километр". Здесь водонапорная башня лишилась купола и его заменили крышей:

Роль вокзального здания здесь играет "Казарма без телеграфа":




Станция "Фирово":

IMG_3662.JPG
IMG_3658.JPG
Еще одна водонапорная башня с сохранившимся куполом:

Остальным купол сохранить не удалось:


"107-й километр":

И вот наш поезд прибывает в Осташков:

Вокзал 1904-го года постройки выглядит довольно скучно:





Впрочем, архитекторы оттянулись, сделав очень эффектный сортир:



Типовой керосиновый погреб:


Кубовая:


Водонапорная башня (тоже без купола):


Рядом с ней типовая деревянная казарма:



И кирпичный дом (скорее всего тоже относившийся к железной дороге):


На привокзальной площади стоит памятный знак железнодорожникам Осташкова, погибшим во время Великой Отечественной:




И памятник легендарному подпольщику-железнодорожнику Константину Заслонову (он уроженец Осташкова):


Напоследок несколько кадров, сделанных перед возвращением на следующий день. Паровоз готовится везти нас в Бологое:


Tags: Дореволюционная архитектура, Памятники гор.скульптура мем.доски, Путевые заметки, Тверь и Тверская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments