babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург. Центральная электростанция АО "Гелиос".

В свое время я уже делал пост, посвященный котельной 2-й ГЭС, построенной по проекту архитектора Н. А. Троцкого. Однако если говорить о всем комплексе современной ТЭЦ-2 (именно так в наши дни именуется 2-я ГЭС), то надо заметить, что история этого комплекса заметно длиннее и начинается еще в XIX-м веке. И свидетелем этой истории является здание, выходящее на красную линию Новгородской улицы (Новгородская ул., 11). Вот две его фотографии - вскоре после постройки и в наши дни:

В 1896-м году городское самоуправление Петербурга заключило концессионные договоры на постройку и эксплуатацию городских электростанций с тремя компаниями. Одной из них стало Акционерное общество "Гелиос".

"Гелиос" получил концессию на организацию освещения Рождественской части. Важную роль в получении подряда сыграло обещание фирмы, что стоимость электрического освещения улиц будет не выше, чем керосинового.

Для строительства электростанции был выделен участок между Новгородской улицей и набережной Невы, удобный своей близостью к реке (что облегчало как получение технической воды, так и доставку грузов).

Проект здания создал гражданский инженер В. А. Рейс.


На красную линию улицы он вывел административный корпус, к которому примыкает машинный зал:



Строительство велось быстро и уже 27 апреля 1897 года станция дала первый ток.


Первоначально на станции установили семь котлов системы «Мак-Николь» и четыре паровые машины Аугсбургского машиностроительного завода, а через год, когда смонтировали еще шесть котлов и три машины, общая мощность станции составила 5, 25 Мвт.



К 1914-му году электростанцию модернизирповали, доведя ее мощность до 12, 25 МВт.

Именно с этой электростанцией связано самое раннее документированное отключение неплательщика. В августе 1903 года, как следует из документа, за неуплату 189 рублей 75 копеек отключили некую госпожу Томилишину.

Во время Первой Мировой войны в связи с нехваткой угля станцию переоборудовали под использование торфа., а в 1918-м году национализировали.
распределительное устройство ТЭЦ.
угольный склад


В 1929-1933 годах проводится глубокая модернизация станции. Именно в ходе нее и было построено новое здание котельной.



В результате модернизации мощность станции достигла 67, 5 МВт, а кроме того электростанцию превратили в ТЭЦ - помимо электричества она стала отпускать потребителям еще и тепло. А в 1940-м году станцию еще раз модернизировали, доведя мощность до 92 МВт.




Станция продолжала работать в блокаду, обеспечивая теплом иэлектричеством Смольный, хлебозавод и госпиталь




В послевоенное время станция также прошла несколько модернизаций и продолжает работать в наши дни. Используется и самое первое здание станции.


К сожалению, в ходе какой-то из реконструкиций надстройки мансардным этажом оно лишилось башни и завершения центрального ризалита.

Зато до сих пор сохранились старые решетки:



Буква "H" на решетке означает "Helios":

Tags: Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Рейс В. А.
Subscribe

  • Петербург. Памятник слепым слухачам.

    И вновь наступил "черный день питерского календаря" 8 сентября, день, когда началась блокада Ленинграда. В этом году как раз накануне этой…

  • Москва. И еще немного Шаболовки.

    Подходит к концу рассказ как о небольшой прогулке по Шаболовке, так и о всей майской поездке в Москву. Последней намеченной точкой той прогулки была…

  • Ленинград. Гипробум.

    Интересный образчик довоенного "сталианса" можно увидеть в конце Рижского проспекта. Это - здание Гипробума (Рижский пр., 58): Здание…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments