babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Лыкошино. Станция, поселок, усадьба

В прошлые выходные я совершил очередное двухдневное путешествие. На этот раз основной целью его был Валдай. Однако по дороге на Валдай мы сделали остановку на станции Лыкошино, которую я давно хотел посетить. Должен признаться, что в планировании своей поездки я допустил ошибку. Я взял билет на ласточку из Петербурга до Валдая и планировал потом приехать из Валдая в Лыкошино на такси (благо расстояние там на полчаса езды). Мне и в голову не приходило, что ласточка по дороге на Валдай проходит через Лыкошино и, более того, делает на этой станции остановку, так что в итоге я заплатил лишние деньги за билеты (мы с женой в сумме переплатили порядка 600 рублей).
Чем же меня так интересовало Лыкошино? Все дело в том, что это единственная станция, на которой сохранилось типовое здание 3-го класса железной дороги Петербург-Москва:

Всего на каждой станции 3-го класса должно было быть по два таких здания. Как выглядел ансамбль такой станции целиком, мы можем видеть по рисунку А. Х. Кольба. Увы, ни одного "полного комплекта" до наших дней не дошло, в этом смысле станциям 3-го класса повезло меньше всех.

Как и здания станций других классов, здания 3-го класса строились по типовому проекту архитектора Р. А. Желязевича.

Они выполняли сразу две функции. На втором этаже находился бак с водой для заправки паровозов.



А первый этаж занимал "малый" поворотный круг. Малым он именовался потому, что на него влезал паровоз без тендера, так что паровоз и тендер приходилось разврачивать отдельно.


Поворотный круг был необходим, поскольку на станциях 3-го класса находился резервный паровоз, который должен был использоваться в случае аварии паровоза, ведущего состав.


Внутрь здания паровоз попадал через ворота.


Увы, воротные проемы давно заложены:


Само здание как можно увидеть, не в лучшем состоянии. И если одноэтажная часть, похоже, используется в качестве сарая (во всяком случае ворота, ведущие в нее, выглядят ухоженными), то двухэтажный объем пустует и лишился крыши. Впрочем, нет худа без добра, поскольку я смог заглянуть туда с помощью дрона:



Станционное здание 3-го класса хоть и самая редкая, но не единственная достопримечательность Лыкошино. Старая мощеная дорога ведет вглубь поселка:


На главной улице стоят старые каменные и деревянные дома. Этот дом, который сейчас играет роль местного ДК, был построен в 1896-м году:





А этому зданию, похоже, сильно не повезло. Вероятно, боковые крылья дома пострадали, и их восстанавливали с использованием силикатного кирпича, так что с улицы сразу и не поймешь, что это единый дом:



Этот особняк даже украшен львиными масками:



Часть домов уже представляет собой руины:




Дом напротив когда-то весьма эффектно выглядел за счет сочетания валунной кладки и красного кирпича. Впрочем, это не помешало сделать к нему пристройку из все того же силикатного кирпича, а теперь это и вовсе руины.



Эта пара деревянных домов, к счастью, пока в порядке:





Забавный артефакт - било, сделанное из корпуса огнетушителя:

Постепенно двигаемя вниз, к реке Валдайке. По дороге встречаем еще несколько любопытных зданий. Это здание (если верить интернету) - жилой дом для рабочих:

А этот дом очень похож на типовую железнодорожную казарму:


Здание водокачки стоит около реки:

Теперь под мостом переходим на другую сторону железной дороги. Здесь расположена усадьба Лыкошино. Впереди виднеются руины церкви:

Поскольку вести богослужение в руинах не очень удобно, местные жители построили небольшую церквушку из все того же силикатного кирпича:

Рядом с храмом лежит несколько старых надгробий:



Это, судя по надписи, вероятно принадлежало женее владельца усадьбы:

Напротив церкви - кладбище со старинными воротами и современной типовой железнодорожной оградкой:


Подходим к главному усадебному дому:

Владельцем усадьбы был Кронид Александрович Панаев. Информации о нем самом я не встречал, кроме того, что его братьями были инженеры-путейцы Ипполит и Валериан Панаевы (оба они также баловались литературой, а Валериан к тому же был владельцем известного Панаевского театра на Адмиралтейской набережной в Петербурге), а двоюродным братом был Иван Иванович Панаев  - известный литератор, фамилией которого представлялся Бегемот, чтобы пройти в ресторан дома Грибоедова (впрочем, более всего он, пожалуй, известен тем, что его жена была любовницей Некрасова и о их жизни втроем по всему Петербургу ходили слухи).
Сама усадьба появилась во второй половине XIX века, однако усадебный дом в 1910-х годах сгорел и на его фундаменте был построен новый, который дошел до наших дней (впрочем, судя по всему, скоро он тоже разрушится):







Рядом стоит каменная хозяйственная постройка, к которой примыкают остатки каменной ограды хоздвора с башней:



Также рядом стоит еще один, жилой каменный флигель (оба каменных здания построены в конце XIX века):


А самой старой сохранившейся частью усадьбы являются руины церкви, построенной в 1870-х годах:

В основе церкви - типовой проект храма, разработанный К. А, Тоном (аналогичный, но целый храм можно увидеть в Любани):








Заглянем внутрь:





Поскольку время позволяло, я вновь запустил над усадьбой свой дрон:





И небольшой видеоролик полета:

Tags: Дореволюционная архитектура, Желязевич Р. А., Путевые заметки, Тверь и Тверская область, Тон К. А.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal