В выставочном корпусе Третьяковки (а мы начали именно с него), работало две выставки. Одна из них была посвящена творчеству Николая Фешина (работы были предоставлены музеем изобразительных искусств в Казани). Сразу скажу, что к этому художнику я не люблю (его манера, на мой взгляд, слишком уж рассчитана на броский внешний эффект). Но вот "Обливание", пожалуй первая его работа, которая меня "зацепила":






В "Портрете Н. М. Сапожниковой (на фоне обоев)" меня в первую очередь заинтересовал прием:

Судя по всему, он то ли использовал реальные обои, то ли нарисовал их по трафарету:


И неплохой "Портрет Н. П. Бенькова":

Вторая выставка (собственно говоря, именно ради нее я и пошел в Третьяковку) была посвящена творчеству Татьяны Мавриной. От нее я получил огромное удовольствие (помимо художественных достоинств она еще и отлично поднимает настроение (недаром выставку назвали "Ода к радости").
Выставка занимает три зала. В первом представлена в основном ее графика 20-30-х годов:











Во втором зале выставлена живопись (а также частично более поздняя графика):









Среди многочисленных "ню" этой выставки аот эта работа мне особенно понравилась своей композицией:



Особенно хороши поздние работы Мавриной.


А эти рисунки русской провинции публиковались в книге Мавриной "Пути-дороги". Однако несмотря на то, что издана книга была качественно, в жизни эти вещи неизмеримо лучше.






Иллюистрации к роману Э Золя "Чрево Парижа". 1937 (по стилю они очень напоминают те иллюстрации, которые уже в 60-70е годы будут делать Г. А, В. Траугот":










Особенно хорош последний зал, где собраны работы Мавриной по мотивам народного искусства.






И самое, на мой взгляд шикарное: великолепные портреты:





Из выставочного корпуса мы перешли в основной. И первое, что меня буквально там шокировало, это организация выставки работ XVIII века. Работы висели чуть ли не в шпалерной развеске, причем в полутемном зале, в котором не то что фотографировать, но даже просто рассмотреть детали работ было практически невозможно. При том, что представлены были хрестоматийные работы, выставлять их таким образом, на мой взгляд, просто варварство. Причем в остальных залах и работы висят хорошо, и освещены они нормально, почему так выставлен XVIII век - совершенно непонятно.
Великолепный портрет В. А, Перовского работы Карла Брюллова. Интересно, что в отличии от традиционно "зализанных" брюлловских портретов, здесь очень красивая свободная живопись (особенно интересен второй план работы):

Александр Иванов известен в первую очередь как автор "Явления Христа народу", однако на мой вкус, у него есть куда более интересные работы:




Симпатичные интерьеры XIX века:


Автор этого - известный медальер и автор силуэтов Федор Толстой:

Ефграф Крендовский. "Площадь Крюкова посада в Кременчуге". 1850




А на этой картине меня больше всего позабавила архитектура на заднем плане:

Выглядит как чистой воды конструктивизм - лежачее ленточное окно на столбах:

Архип Куинджи более всего известен своими ночными пейзажами (я их, кстати. не очень люблю). А тут у него пейзаж нетипичный, но интересный:

Виктор Васнецов (эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве):

Очень симпатичный "Портрет Т. К, Доможиловой" работы Василия Сурикова:

Илья Репин. "Портрет Е. О. Нордман с коротким япоснким мечом в руках". Забавно, но этот меч у меня вызывает какие-то совершенно BDSM-ные ассоциации:

Одно из сильных впечатлений -работы Николая Ге.





Самая известная из них - "Что есть истина?":

Однако на меня наибольшее впечатление произвела "Голгофа":(работа выглядит опережающей свое время лет на тридцать):


Совершенно великолепен Врубель:











"Над вечным покоем" - хрестоматийная работа Исаака Левитана (помню ее репродукции еще с уроков в школе):

Филипп Малявин в первую очередь ассоциируется с плящущими бабами в красном. Тем интереснее увидеть его работы на другие темы:



Анна Голубкина
Портреты Алексея Ремизова:


И Алексея Толстого:



Забавное полотно Николая Нестерова, где он выступает в роли эдакого духовного предка Ильи Глазунова с его огромными полотнами-коллажами из исторических лиц. (хотя, конечно, Глазунову до Нестерова десять верст и все лесом): "На Руси. (Душа народа)":

Впереди идет чистый душой мальчик:

А за ним и юродивые,

И священство с православным царем:

И инвалид Первой Мировой в сопровождении Толстоевского:

Самое сильное впечатление из всех разделов экспозиции производит коллекция иконы. По качеству представленных работ все остальные музеи страны нервно курят в сторонке (не в последнюю очередь это связано с тем, что Москва в 20-е годы в плане иконы быквально ограбила практически всю страну). В итоге, я там просто завис и супруга меня с этой экспозиции еле вытащила.
Мозаика "Дмитрий Солунский" из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве (собор 1108-1113 годах). К сожалению, монастырь был варварски снесен в 30-е годы, а мозаику перенесли на цемент (руководил работами известный мозаичист В. А. Фролов):

Иконы Владимиро-Суздальской Руси.


Новгород.

"Святой Николай с избранными святыми". Конец XII-начало XIII века:


Святой Георгий. 30-40е годы XII века:


"Успение Богоматери". Начало XIII века:

"Святой Дмитрий Солунский". Конец XII - начало XIII века. Дмитров.

Ярославль.
Знаменитая "Богоматерь Толгская". Конец XIII века:

"Спас Нерукотворный". Последняя четверть XIV века:

"Архангел Михаил". Конец XIII века:

Ростов.
"Спас Нерукотворный". Конец XIII -начало XIV века:

Преображение. Конец XV-начало XVi аека:

"Святые Борис и Глеб". Вторая половина XV века:

"Богоматерь Великая Панагия (Оранта)". Первая треть XIII века:

"Чудо Георгия о змие". Конец XV-начало XVi века:

Вновь Новгород.
"Рождество Богоматери". Середина XIV века:

"Отечество с избранными святыми". Конец XIV века:

"Спас на престоле с избранными святыми". Вторая половина XIII века:

Псков.
"Богоматерь умиление (Любятовская)". XV век:

"Избранные святые Параскева, Григорий Златоуст, Иоанн Златоуст, Василий Великий". XV век

"Святой Николай". Середина XIV века:

"Успение Богоматери". Первая четверть XIV века:

Тверь.
"Царские врата (святые Иоанн Златоуст и Василий Великий)". Конец XIV-начало XV века:

"Спас Вседержитель". Первая половина XIV века

"Архангел Михаил". Вторая половина XIV века

"Успение Богородицы". XV век

"Святой митрополит Петр". Вторая половина XV века:

Балканы
"Воскресение - Сошествие в ад". Конец XIII - первая половина XIV века.

"Спас Вседержитель на престоле". XIV век:

"Христос "Царь славы". XIV век:

Константинополь. Деисусный чин. 1387-1395

Вологда. "Святой Николая с житием". Конец XIV - начало XV века:

Самые известные русские иконописцы
Феофан Грек и мастерская. "Преображение" (впечатляет, как голубыми мазками создается динамика):

Дионисий.
"Распятие":

"Святой митрополит Алексей в житии".

Даниил Черный, Андрей Рублев и мастерская. Деисусный чин.


И самый главный (на мой взгляд) шедевр всей Третьяковской галереи - "Звенигородский чин" Андрея Рублева (все почему-то носятся с рублевской "Троицей", но на мой взгляд именно "Звенигородский чин" - лучшая вещь Рублева):




Каргополь.
"Оплакивание". Конец XV- начало XVI века:

"Снятие со креста". Конец XV- начало XVI века:

Фрагмент статуи Святого Георгия с Фроловских (Спасских) ворот Кремля, 1484 год:

Москва. "Великомученик Дмитрий Солунский". Конец XVi века:

Средняя Русь. "Никола Можайский с житием". Конец XV-начало XVI века:

Кострома. "Чудо Георгия о змие". Кjнец XVi - начало XViI века:

От иконы вновь возвращаемся к концу XIX - началу XX века.
Валентин Серов:



Константин Коровин:

Знаменитый "Портрет Шадяпина в роли Олоферна" рабюты Александра Головина:

Великолепная Зинаида Серебрякова (одна из ее самых красивых работ):

Очень интересный Николай Сапунов, "Трактир":

Отличный Павел Кузнецов (хотя лучшая его работа, пожалуй, все-таки у нас в Питере):


Сергей Коненков:

Очень интересный (и мне до этого практически незнакомый) Николай Крымов:


Мартирос Сарьян:




Сергей Судейкин (отличный художник и сын того самого полковника Судейкина):

Journal information