babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Ленинград. Общежитие Транспортной академии имени Сталина

Одно из интересных зданий переходной эпохи между конструктивизмом и сталинским стилем находится между Малой и Большой Посадскими улицами. Это бывшее общежитие Транспортной академии имени Сталина (Малая Посадская ул., 22-24/ Большая Посадская ул., 7/ Певческий пер., 6):

Автор здания -  архитектор П. В. Абросимов. В некоторых источниках его совавторами указываются архитекторы Л. М, Поляков и А. Ф, Хряков, что вполне возможно, так как они часто работали в соавторстве, также под вопросом среди авторов указывается Г. А. Симонов, что опять же вполне.вероятно, так как все эти архитекторы работали в его мастерской, и по-крайней мере влияние творческой манеры Симонова в проекте ощущается.


Говоря об этом здании необходимо отметить, что ему сильно не повезло с градостроительной ситуацией. Дело в том, что изначально предполагшалось, что будет пробита новая улица, являющаяся продолжением Конного переулка. Именно на нее был сориентирован главный фасад здания, имеющий эффектную дугообразную форму.


Увы, от этой идеи позднее отказались, а получившийся участок превратили в сквер, засадив деревьями, так что в наши дни этот фасад скрыт за деревьями:


Само здание изначально состояло из трех основных блоков. В дугообразной части здания размещалось общежитие для одиноких студентов с коридорной системой, по обе стороны которой размещались комнаты.

В корпусах, выходящие на Большую Посадскую улицу и Певческий переулок, размещалось общежитие для семейных.




Оно состояло из типовых ячеек: на лестничную площадку выходили две однокомнтаных и две двухкомнатных ячейки, каждая из которых имела свой санузел. Ванная и кухня были общими:

Взод на лестницы был расположен во дворе здания:

Два корпуса соединял блок столовой:


Зданию не повезло в стилистическом отношении. Первоначальный проект был разработан еще в 1931-м году, и естественно, оформлен в духе конструктивизма. И хотя в журнале "Архитектура Ленинграда" в 1940-м году об этом проекте и писали, что "участь дома-коробки была уготована и общежитию Транспортной академии", нельзя не признать, что выглядит проект очень интересно. Особенно эффектно смотрелась бы расположенная на втором этаже столовая с большим окном-витражом (кстати, закругленный блок первого этажа и подворотни на столбах  по обе стороны от нее - вариация типичного приема Г. А. Симонова)

Увы, строительство затянулось, и в 1934-м году проект пришлось переработать, обогатив декором (в той же самой статье в "Архитектуре Ленинграда" декор этот сдержанно поругивают: "Количество деталей, задуманных автором и осуществленных в натуре, весьма скромно. Сами детали упрощены, а подчас и грубы"). В результате, здание выглядит гораздо менее эффектно, чем если бы был реализован изначальный проект:


Особенно пострадал в этом плане, конечно, блок столовой:



Характерная низкая подворотня - "остатки" симоновской идеи:


Тем не менее, даже несмотря на все эти потери, здание смотрится интересно (недаром критики отмечали, что "пространственно разрешенное с большим тактом здание подкупает ясностью форм и равновесием масс").


Интересно, что если посмотреть на фотографию здания 1936-го года, то можно увидеть, что на Малую Посадскую улицу здание выходит узким торцом (далее к нему примыкает двухэтажный дом довольно непрезентабельного вида, с чем, вероятно и связан тот факт, что на других фотографиях он оставался за кадром):

В наши дни здание смотрится иначе.

Дело в том, что в в 1968-1970 годах к зданию был пристроен еще один корпус общежития, оформленный в том же стиле. Он имеет адрес Малая Посадская ул., 22-24Б.
Tags: Абросимов П. В., Петербург, Поляков Л. М., Симонов Г. А., Советская архитектура, Хряков А. Ф.
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments