Оба этих моста лежат на трассе Каменноостровского проспекта и соединяют Каменный остров с Аптекарским островом с одной стороны и с правым берегом Невы - с другой. Первым из них в 1760-м году появился Каменноостровский мост.. Изначально он был плашкоутным, а позднее по проекту А. Бетанкура в 1811-1813 годах строится деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Именно его запечатлел в своей акварели В. С. Садовников:
Поскольку деревянный мост служил в среднем около 20 лет, этот мост пережил немало капитальных ремонтов и реконструкций (всего с 1760 по 1937-й их было 13). В хоже последней часть конструкций моста сталои металлическими.
Соседний Ушаковский мост свое современное название получил далеко не сразу. Первоначально он звался Каменноостровским, затем (после появления Каменноостровского моста) стал Вторым Каменноостровским, а с 1830-х годов получил название Строганов (Строгановский) в честь расположенной неподалеку дачи Строгановых. Название Ушаковский он получил только в 1952-м году вместе с Ушаковской набережной (которая до этого также была Строгановской). Вероятно, на выбор названия повлиял юбилей (135 лет со дня смерти адмирала) и расположение на набережной и рядом с мостом Военно-Морской Академии.
Первый мост, соединяющий Каменный остров с Новой деревней появился здесь в 1786-м году и также был наплавным (состоял сперава их 12, а позднее из 11 плашкоутов). Начинался он от восточной оконечности Каменного острова. На современное место его перенесли, когда вместо плакоутного моста был построен мост свайный. В дальнейшем он также регулярно перестраивался. Вот так он выглядел в 1918-м году:
Поскольку нагрузка на мосты к 1950-м годам выросла, а сами мосты свнова пришли в ветхость, в 1953-1954 годах на замену были построены новые мосты из долговечных материалов. Так выглядело строительство Каменноостровского моста:
А так - строительство Ушаковского:
Мосты проектировали инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин и архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский.
При этом конструкции мостов стандартизировали., взяв за основу конструкцию Каменноостровского моста - пятипролетный металлический мост с центральным разводным пролетом и железобетонными опорами.
Конструкция моста, с неравными нарастающими к середине реки пролетами преследовала и эстетические цели. Дело в том, что обычно разводной пролет был заметно меньше остальных пролетов, при этом опоры его должны были быть, напротив, толще остальных. Пока разводной пролет располагался у берега, это не составляло проблемы, однако когда разводные пролеты стали делать в середине моста, это стало портить его силуэт. Здесь же разводной пролет естественно вписывается во всю конструкция (поэтому на конкурс эта конструкция подавалась под девизом "Незримый разводной пролет").
Поскольку Большая Невка шире Малой, при строительстве Ушаковского моста к конструкции добавили двухпролетные аркады (в наши дни при строительстве транспортной развязки один из пролетов аркады правого берега был засыпан).
В качестве декоративных элементов на Каменноостровском мосту установлены гранитные стелы.
На Ушаковском мосту (в соответствии с военно-морской тематикой) - дорические колонны, на которых стоят изображения орденов Ушакова и Нахимова.
Остальной декор на мостах также унифицирован. Так выглядят решетки ограждения:
и фонарные столбы:
Как уже упоминалось выше, оба моста при постройке были сделаны разводными.
Павильоны вахты размещаются на левом берегу рек. Павильон Каменноостровского моста оформлен в классическом стиле.
А павильон Ушаковского моста из-за близости церкви Рождества Иоанна Предтечи - в духе русской готики.
Однако поскольку сейчас судоходства по Большой и Малой Невке, которое требовало бы разводки мостов нет, павильон Каменноостровского моста пустует.
Павильону Ушаковского моста повезло больше. Его увенчали крестом, украсили мозаикой и превратили в часовню иконы Божьей Матери Всецарица. Надо признать, смотрится он в этом качестве вполне органично.
Journal information