babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Новгород. Опоры недостроенного железнодорожного моста через Волхов

В свое время я уже делал пост о мосте через реку Ярынья на заброшенной железнодорожной линии Валдай-Крестцы. А во время своей последней поездки в Новгород я отснял другой объект, связанный с этим крупным железнодорожным проектом - опоры так и не достроенного железнодорожного моста через Волхов:

В прошлом посте об этом проекте я писал, что проект этот связан с Первой Мировой войной. Однако тут я был не совсем прав. Вопрос о строительстве этой линии обсуждался еще за до войны. В 1913-м году новгородские власти пытались лоббировать этот вопрос через генерал-лейтенанта А. М. Зайончковского (впоследствии известного военного историка), с которым они в тот момент взаимодействовали по вопросу возведения памятника воинам 85-го пехотного Выборгского полка, погибшим на Русско-Японской войне. Так, городской голова А. А. Соловьёв в своем письме просил повлиять на мнение министра путей сообщения, поскольку «для Новгорода это было бы очень выгодно, ибо тогда мы получили бы кратчайший и прямой выход на Москву чрез Валдай и Бологое, а также чрез Бологое с Рыбинском и, следовательно, с волжскими грузами».

В итоге, 24 апреля 1914 года на заседании Совета министров обсуждался вопрос о том, чтобы «предоставить Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги соорудить железнодорожную линию от Царского Села до Орла с ветвями к Демянску Белому и Волхову. Общее протяжение этой линии составляет с ветвями 944 версты. Кроме этой линии, тому же Обществу предполагается передать сооружение линий Валдай — Луга, протяжением 192 версты, и Смоленск — Юрьев, протяжением в 521 версту.
Линия Петербург — Орел, каковая пересечет губернии: Орловскую, Смоленскую, Псковскую, Новгородскую и Петербургскую, ныне недостаточно обслуженные железными дорогами, и в то же время даст непосредственное соединение портов Балтийского моря с Центральной Россией. С проведением этой магистрали от Орла к Балтийскому морю получится возможность использовать богатые лесные районы, лежащие по линии магистрали. Этой же линией будет обслужен богатейший льноводный и пеньководный район, а равно обеспечено снабжение портов Балтийского моря донецким углем». Решение было утверждено и немедленно развернулись строительные работы, которые остановились из-за начала войны.

Вновь к проекту вернулись в 1916-м году, клгда Военное ведомство обратилось к Обществу Московской-Виндаво-Рыбинской железной дороги с указанием о возобновлении работ.  Так как создание железной дороги Петроград — Орел посчитали особенно важным как для перевозки войск, так и для снабжения Петрограда. Интересно, что в качестве рабочей силы были использованы австрийские военнопленные.
К началу революдции были построены участки Валдай-Крестцы и Новгород — Луга, участок Чудово — Новгород — Шимск перешит на широкую колею. Участок Петроград — Павловск — Новгород.был в высокой степени готовности. Впоследствии, в 20-е годы был закончен и введен в строй участок Петроград — Павловск — Новгород, а участок Шимск - Старая Русса также перешит на широкую колею. На этом работы по данному проекту окончательно остановились, хотя вплоть до 1943-го года линии Ленинград — Смоленск — Орел и Валдай — Новгород — Нарва на схемах обозначались строящимися.

Своеобразным сердцем всего проекта должен был стать мост через Волхов, на котором который дожен был обслуживать обе линии. О том, как велось его строительство мы можем судить по старым фотографиям:



А так выглядело строительство во время разлива Волхова:




Железнодорожные насыпи:




К моменту остановки строительства были сделаны насыпи и построены опоры моста. Однако завершить мост уже не успели, и возможно, к счастью. Линия, вероятно, была проложена удобно с транспортной точки зрения, однако с точки зрения охраны памятников архитектуры проложили ее весьма варварски, в непосредственной близости к Рюрикову городищу и Спасу на Нередице, что вызывало многочисленные протесты деятелей культуры (среди них был, например, Н. К. Рерих).

Я забираюсь на насыпь рядом с одной из опор:

С нее открывается эффектный вид на новгородский Детинец:

Теперь запускаю дрон и отправляю его в полет через реку:

Честно говоря, я в этот момент немного нервничал, поскольку мало ли что может случиться с аппаратом, из реки его не вытащишь, а денег он стоит ощутимых, Но к счастью все кончилось благополучно, так что я расхрабрился и еще раз пролетел реку на дроне, теперь уже ради фоток:




Tags: Дореволюционная архитектура, История, Новгород и Новгородская область, Путевые заметки
Subscribe

  • Усадьба Гверстянка.

    Продолжу рассказ о моей поездке в Боровичи. От усадьбы Кончанское мы направились обратно, к самому городу. но по дороге посетили еще одну усадьбу -…

  • Усадьба Кончанское

    В эту субботу мы вместе с друзьями совершили небольшую автомобильную поездку в городок Боровичи. Однако изначально мы проехали мимо Боровичей, чтобы…

  • Петербург. Александровский чугунолитейный завод - Пролетарский завод.

    Один из интересных образчиков промышленной архитектуры Петербурга - расположенный на проспекте Обуховской обороны Пролетарский завод. Большой…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments