
Церковь эта была главным храмом монастыря, основанного братьями Ильей (в монашестве Иоанн) и Гавриилом (Григорием) в 1170-м году.

Первый монастырский собор был, разумеется, деревянным, но уже в 1179-м году на его месте строится каменная церковь, которая в целом сохранилась до нашего времени.

Правда, с течением времени ее облиу сильно изменился, и как она выглядела изначально мы можем судить по этой реконструкции:

Интересно, что успешное возведение этого храма легенда связывает с чудом. Монахи, начав строительство и доведя его до середины обнаружили, что денег на его завершение не хватает. Однако во сне им явилсь Богородица и пообещала свою помощь, а на следующий день к воротам монастыря явился конь, переметные сумы которого были битком набиты золотом и серебром.


Уже после завершения основного строительства в кладку вмонтировали каменные кресты.




Благовещенский на Мячине монастырь играл заметную роль в жизни средневекового Новгорода. Некоторые монахи из этого монастыря сделали карьеру, став в итоге новгородскими архиепископами (первым из них, кстати, стал его основатель Илья). Помимо собора в монастыре были, разумеется, и другие каменные постройки - надвратная Богоявленская церковь, церковь Воскресения Христова, но увы, до наших дней они не дошли.


Монастырь подкосила оккупация Новгорода шведами. Сам собор после 1615-го года обвалился: рухнули купол, своды, каморы и часть стен. А то здание, что мы видим - результат реконструкции в 1682-1684 годах на средства воеводы Василия Ромодановского. В ходе этой реконструкции купол, своды и арки были выложены на уровне заметно ниже первоначального, поэтому древние хоры и каморы было уже невозможно возобновить. Частично утопленными в кладку оказались окна верхнего яруса, а в стенах были пробиты новые, более широкие окна с характерными наличниками.



В середине XVIII века обитель приписали к Свято-Духовскому монастырю, а после реформы 1764-го года упразднили. Церковь же стала приходской.

В 1854-м году к храму по проекту губернского архитектора А. В. Мусселиуса к зданию пристроили паперть с колокольней:

В том же 1854-м году Новгородский мещанин Павел Антипов создал фреску на северном фасаде храма:


В 1930-м году под побелкой были обнаружены фрагменты фресок 1189-го года. В связи с этим храм был передан Новгородскому музею, филиалом которого он является и в наши дни.


Итак, заглянем внутрь храма:


Балка соответствует реальной высоте изначального иконостаса:

Основание будущего заупокойного придела с двумя могилами - основатели монастыря заранее заготовили их для себя, но так ими и не воспользовались, поскольку их похоронили в Софийском соборе:


Самое интересное в храме, разумеется, фрески. Наиболее хорошо сохранились два лика святых в проходе между центральной и южной апсидами:




В другом проходе фрески сохранились хуже:


Алтарь украшает композиция "Служба святых отцов", где изображены святые, стоящие по обе стороны от Христа на троне.



Наиболее хорошо здесь фрески сохранились на северной стене:



Стены диаконника (южной апсиды) украшены фресками на тему жития Иоанна Крестителя. Иоанн Предтеча в пустыне:


Усекновение головы Иоанна Крестителя и поднесение ее Иродиаде:



Росписи жертвенника (северной апсиды) посвящены Богоматери.








Позади церкви находится небольшое кладбище. Могилы на нем в основном современные, но я млучайно наткнулся на эту надгробную плиту 1848-го года:

Современный крест отмечает могилу графини Орловой-Чесменской и архимандрита Фотия:

Изначально они были похоронены в Юрьевом монастыре, а в 30-е годы после вскрытия могил их перезахоронили здесь.

Journal information