Свой путь я начал со Строгановского дворца, где открылась выставка, посвященная лоскутному шитью. Чего-то особо интересного я от этой выставки не ждал и заглянул на нее скорее для очистки совести. Однако выставка оказалась довольно приятной.

Лоскутное шитье на выставке составляло два пласта. Во-первых, это лоскутные одеяла конца XIX века. Вот они:







Другой пласт - вещи второй половины XX столетия. Интересно, что коренным образом сменился сам принцип их построения. Все вещи XIX века строятся вокруг единого центра, предметы XX века напротив, единого центра не имеют, а механически складываются из нескольких равноценных объектов (такое соединение напоминает раппорт у ткани).
Объектов может быть два:


Или очень много:



Исключением из правил являются круглые половики, но тут сама форма диктует построение:



Впрочем, даже здесь при переходе к иной форме идет повтор объекта:

Также на выставке были представлены своеобразные "сопутствующие предметы". Объекты народного творчества:


Очень интересный народный костюм:


Рядом выставлен современный, авторский костюм, который на мой взгляд сильно проигрывает народному. Однотонная черная основа делает народный костюм более строгим, а на пестром фоне лоскутный декор выглядит совсем "скоморошьим":

Есть на выставке и живопись. Она либо демонстрирует бытование лоскутных вещей в народе:


Либо просто перекликается с ними по цвету:



Но из всех дополнений, пожалуй, самое симпатичное - вот этот расписной шкаф, созданный Завеном Аршакуни:

Из Строгановского дворца я, как уже упоминал в самом начале, направился в Инженерный замок. Там проходит сразу две выставки. Одна из них посвящена творчеству Александра Рубцова. Рубцов в 1914-м году выехал в Европу как пенсионер Академии Художеств. Из-за начала Первой Мировой войны он не смог вернуться в Россию и в итоге осел в Тунисе, где и провел практически всю свою жизнь, сыграв заметную роль в тамошней художественной жизни. Собственно говоря, и все работы, представленные на выставке, приехали к нам из Туниса (из частной коллекции Меди Дусса).
Работы на выставке довольно разного уровня. Наиболее хороши вот эти, изображающие местных жителей:






Эта работа называется "Фатима", так что можно считать ее портретом:

Есть на выставке и менее ориентальные вещи:





Пейзажи у него несколько скучнее:


А вот эти ранние работы мне сильно напоминают Верещагина:


Автопортрет:

И своеобразное дополнение, обозначенное как "учителя и предшественники".
Д. Н. Кардовский. "Уличное кафе":

И В. В. Кандинский. "Сумерки. Тунис".

Другая выставка носит название "И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре", а представлены на ней, соответственно, различные изображения Петра I. Эта выставка интересна не столько с художественной точки зрения (процентов 80 работ на ней откровенно слабые), сколько с познавательной.
Голова Медного всадника работы Марии Калло:


Забавные часы:

На постаменте явно изображена Полтава:

Петр, осваивающий корабельное мастерство во время Великого Посольства:

И какой-то третий сюжет (смысл его я не понял):

А скульптурная группа явно изображает Петра I закладывающего Петербург:

Забавная пара работ, изображающая стрелецкий бунт. Интересно видеть, как меняется Петр в зависимости от автора.
Автор этой работы немец - К. К. Штейбен, поэтому и Петр у него получился истинным арийцем:


А здесь автор русский (В. К. Демидов), и Петр у него няшный брюнет:

"Петр I на ботике" по модели скульптора М. А. Антокольского, заказанная к 200-летию Российского флота (ботик, правда, совершенно непохож на свой реальный прототип, но художник так видит (тм)).

Еще одна забавная картина. "Сон Петра Великого" А. И. Иванова:

Петр спит и видит во сне тот Питер, который будет:

Еще один забавный рисунок, сделанный известным архитектором А. П. Брюлловым. Именуется он "Император Петр I и Александр Брюллов в Саардамском доме. Фантазия":

Интересный проект памятника на месте победы при Лесной работы М. О. Микешина (в итоге был построен более скромный вариант):

Еще один Петр I - работы Л. В, Шервуда:

Забавная картина Ю. О. Бонча-Томашевского, больше похожее на плакат. "Три великие эпохи России":


Народное искусство. Деревянные фигурки:


И лубки



Journal information