babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Дилижансы и омнибусы или "Сорок мучеников".

Если извозчиков можно назвать аналогом нынешних такси, то первым аналогом автобусов стали дилижансы или омнибусы (названия эти были синонимами). В России дилижансы пришли сперва на "междугородние маршруты" - в 1820-м году открылось дилижансное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоил проезд довольно дорого, тем не менее, маршрут этот был достаточно популярен, во всяком случае до открытия в 1851-м году Николаевской железной дороги. 
 Дилижанс. 1880-е годы.
Первые внутригородские омнибусы появляются в Петербурге в 1832-м году. Вот что писали по этому поводу "Прибавления к Санкт-Петербургским ведомостям": "Считаем долгом уведомить наших читателей, что с нынешнего лета учреждены будут в Санкт-Петербурге общественные кареты, известные в Париже под названием "омнибус" для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики, средства за небольшую плату посещать загородные места и для освобождения оной от монополии летних извозчиков, которые тогда именно набавляют цену за проезд, когда большей части публики настает в том надобность.
Вот известие, доставленное нам о сем предприятии, коему желаем всевозможнейшего успеха; для доставления удобного и дешевого сообщения между здешнею столицею и окрестностями оной учреждаются дилижансы под названием "омнибусы". Таковые дилижансы имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжении всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них №1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, №2 - к Старой Деревне. Дилижансы будут отходить в установленные часы безостановочно, таким образом, что одинаковые нумера, отходя в одно и то же время с противоположных сторон, встретятся на середине дороги.
Дилижансы имеют вид кареты с империалом, на оном помещается от 20 до 30 человек. Внутри кареты проезд 80 копеек, на империале - 40 копеек. За четверть часа до отхода кондуктор дает сигнал трубою о готовности к отправлению. Потом такие сигналы он дает чаще, дабы желающие занять порожнее место, могли явиться...".
 Омнибус у гостиного двора. С рисунка второй половины XIX века.
Впрочем, эти омнибусы также трудно назвать городским транспортом, поскольку обслуживали они пригородные маршруты (да и ходили только летом). А первым по-настоящему городским (и круглогодичным) транспортом следует назвать омнибусы, движение которых организовал в 1847-м году полковник Кузьмин под девизом "Кареты Бассейной и Садовой". Экипажи следовали от нынешнего Некрасовского рынка до Покровской площади (ныне площадь Тургенева).
 Омнибус перед Александровским садом. Начало 1900-х гг.
В дальнейшем, число маршрутов увеличилось и к 1851-му году их стало уже семь. Экипажи каждой линии принадлежали разным владельцам и окрашивались в утвержденный для них цвет. Так, белые (Адлерберга) ходили от Введенской улицы до Царскосельского вокзала (на его месте ныне стоит Витебский вокзал), темно-зеленые (Лемана) - от Калинкина моста до Аптекарского переулка, Малиновые (Шлиппенбаха) - от 2-й Рождественской (ныне 2-я Советская) улицы до Большого проспекта Петроградской стороны. По прежнему ходили омнибусы и на пригородных линиях. Так, купцу Синебрюхову принадлежали омнибусы для сообщения с увеселительными местами в пригородах. 
 Омнибус на Невском проспекте перед домом №54. 1900 г. Фотограф К. Булла.
Поездка в омнибусе не отличалась особым комфортом. Громоздкие кареты на колесах, обитых железом, на городских мостовых постоянно гремели, тряслись и раскачивались. Учитывая, что в некоторых моделях омнибусов вмещалось сорок пассажиров, злые языки переименовали их в "сорок мучеников". Досталось и самому слову "омнибус" - его переиначили в "обнимусь", поскольку пассажиров то и дело кидало в объятия друг другу.
 Десяти-пятнадцатиместный омнибус на конечной остановке у Александровского сада. 1900 г.
А вот еще несколько фотографий Невского проспекта, на которых запечатлены омнибусы:
 Угол Невского проспекта и Садовой улицы. 1908 г.
 Вид на Армянскую церковь и издательство А. С. Суворина "Новое время". Начало 1900-х гг. Фотограф Карл Булла.
 Невский проспект в районе костела Святой Екатерины. 1900 г. Фотограф Карл Булла. 
Угол Невского проспекта и Михайловской улицы. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла:

 

Зимой колесные омнибусы заменяли общественные сани: 
 
 
Tags: История, К. Булла, Петербург
Subscribe
Buy for 100 tokens
1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище". Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments