babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петербург. Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала. 1894-1908

Рядом с Варшавским вокзалом возвышается Воскресенская церковь (набережная Обводного канала, 116). История ее возведения связана с весьма интересной страницей религиозной жизни Петербурга конца XIX - начала XX века.

Изначальная инициатива возведения церкви в этом районе связана с Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. Общество это было основано в 1881-м году при активной поддержке обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. Первым председателем Общества был протоиерей Иосаф Васильев, а с 1892 года им стал протоиерей Философ Орнатский.

Важную роль в деятельности общества играл протоиерей Михаил Соколов.

Именно по призыву Михаила Соколова статский советник Е. Ф. Балясин пожертвовал средства на возведение первой церкви Общества - Троицкой. Церковь эта располагалась на углу Николаевской и Стремянной улиц.
Изначально, в 1891-м году на участке была возведена деревянная церковь, устроенная в стенах будущего зала при храме на Стремянной. Еще через два года была построена каменная церковь по проекту архитектора Никонова. Было решено разобрать теперь уже ненужную деревянную церковь и перенести ее к Варшавскому вокзалу. Выбор места определялся тем, что местность около Варшавского вокзала была весьма удалена от приходских церквей. К этому времени Общество уже имело комнату для проведения духовных бесед в помещении Городских скотобоен, но в ней не могли поместиться все желающие.
В связи с этим Совет Общества обратился в Городскую думу с просьбой предоставить обществу участок на Обводном канале под номером 116 площадью 1000 квадратных сажен для возведения церкви. Разрешение было получено с условием, чтобы "к постройке церкви было приступлено в течение двух лет со дня отвода земли, в противном случае земля отбирается обратно в распоряжение города". Одновременно, по ходатайству Иоанна Кронштадтского, который активно помогал Обществу, министр путей сообщения присоединил к пожертвованной городом земле смежный участок в 399 квадратных сажен, принадлежавший ведомству путей сообщения.
 Протоиереи Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и Философ Орнатский среди единомышленников. 1903 (?) г. Фотограф К. Булла
14 августа 1894 года, от Троицкой церкви на Стремянной, после совершенной там литургии, начался Крестный ход к Варшавскому вокзалу. У Варшавского вокзала крестный ход был встречен преосвященным Виссарионом, епископом Костромским и Галичским. К этому же времени прибыли крестные ходы от молитвенного дома скотопригонного двора и от мастерских Варшавского вокзала с духовенством Митрофаньевского кладбища. При большом скоплении народа на месте престола строящегося храма укрепили закладную доску.
Работами по разборке и переносу деревянного храма руководил протоиерей Михаил Соколов. На новом месте храм собирался по проекту и под наблюдением архитектора С. П. Кондратьева. Работы шли быстро и уже 27 ноября 1894 года храм освятили.
 
Деревянную церковь изначально ставили таким образом, чтобы оставить место для возведения постоянного каменного храма. Тем не менее, к строительству его приступили далеко не сразу. Храм, пусть и деревянный, уже был, но требовалось помещение для устройства школы и зала для духовных бесед. Поэтому в 1896-1897 годах сооружается трехэтажный дом (набережная Обводного канала, 114) по проекту архитектора Г. Г. фон Голи.
 
В нем разместились церковно-приходская школа на 150 детей с рукодельными классами, библиотека, читальный зал и квартиры для служащих при церкви и школе.
 
 
В одноклассной церковно-приходской школе детей учили грамоте, а также основам ремесла.
 Учащиеся церковно-приходской школы Воскресенского храма вместе с попечителями.
Девочек обучали кройке и шитью, мальчиков - переплетному делу (впоследствии, когда в подвале каменного храма открыли типографию, появились и ученики типографского дела).
 Столярная мастерская в церковном доме храма Воскресения Христова. Учащиеся за работой. 1909 г. Фотограф К. Булла
 Мальчики-ученики набирают шрифты для типографии храма Воскресения Христова. 1909 год. Фотограф К. Булла
Обучали основам православной религии и взрослых (многие из которых по неграмотности не знали даже самых простых молитв).
 В духовной библиотеке церковного дома Воскресенского храма.
Проводились и пользовавшиеся большой популярностью духовные чтения "с туманными картинами" (так в те времена называли показ диапозитивов).
 Духовная беседа в церковном доме Воскресенского храма. Во время чтения с "туманными картинами".
В 1897 году в храм после окончания духовной академии был назначен 23-летний священник Александр Рождественский.

По его инициативе 30 августа 1898 года при Воскресенском храме было создано Александро-Невское Общество трезвости, в память святого благоверного князя Александра Невского. В день открытия общества в его члены вступил 151 человек, через год - более 3 тысяч, а через семь лет общество насчитывало свыше 70 тысяч членов. Запись в члены Общества трезвости проходила сначала по воскресеньям, а затем ежедневно после литургии и всенощного бдения. Перед иконой Александра Невского вступающие давали обещание не пить спиртного назначенный срок: три месяца, полгода, а иные - и целый год. Вступавшим в общество торжественно вручался священный лист трезвости. Иногда вступали в Общество трезвости и заочно (священный лист тогда высылался по почте).

При обществе было братство выборных, которое состояло из наиболее надежных трезвенников. Выборные следили за порядком в храме и при крестных ходах.
 Нагрудный знак Александро-Невского братства трезвости.
Весь город был поделен на округа, куда после работы, отправлялись выборные следить за соблюдением обета трезвости наиболее слабыми трезвенниками своего округа.
  Знаки отличия трезвенников.
При Воскресенском храме была открыта работная контора, где подыскивали рабочие места бывшим алкоголикам. Некоторые хозяева торговых и ремесленных заведений в Петербурге принимали к себе работников не иначе, как после записи в Александро-Невское Общество трезвости.
 Трезвенники во главе с отцом Александром Рождественским у деревянного Воскресенского храма.
В 1904 году по инициативе отца Александра Рождественского, при поддержке К. П. Победоносцева и архимандрита Михаила, наместника Троице-Сергиевой пустыни была открыта Первая Российская Сергиевская школа трезвости. Воспитанниками школы были, в основном, дети родителей-алкоголиков.
 Запись в члены Александро-Невского Общества трезвости в нижней части храма Воскресения Христова. 1911 г. Фотограф К. Булла.
Александро-Невское Общество трезвости активно занималось также издательской деятельностью.
 Наборщицы за работой в типографии в нижней части храма Воскресения Христова. 1909 г. Фотограф К. Булла.
 Переплетчики за работой в типографии в нижней части храма Воскресения Христова. 1909 г. Фотограф К. Булла.
 Печатники за работой в типографии в нижней части храма Воскресения Христова. 1909 г. Фотограф К. Булла.
Под редакцией все того же отца Александра Рождественского издавались журналы "Отдых христианина" (с бесплатным приложением книжек), "Трезвая жизнь", "Воскресный благовест", "Известия по Санкт-Петербургской епархии".
 Редакция журналов "Трезвая жизнь", "Отдых Христианина" и "Воскресный благовест". 1911 г. Фотограф К. Булла.
К несчастью, отец Александр скончался в 1905 году от брюшного тифа. Его похоронили в Александро-Невской лавре при большом скоплении народа. Один из участников похорон вспоминал: "Особенно плакали слабые алкоголики. Им удавалось после бесед отца Александра сдерживать себя по месяцу и более; но теперь они боялись и заглянуть в свое будущее. Я видел пьяненького рабочего, который на панихиде по отцу Александру говорил со слезами поддерживающей его жене: - Пропал я теперь! Совсем пропал!.."
 Отец Александр Рождественский (с крестом в руках) с братией и трезвенниками перед крестным холом у временного храма. 1904 г. Фотограф К. Булла.
В 1904 году исполнялся 10-летний юбилей Воскресенского храма. К этому времени стало ясно, что деревянный храм уже не справляется с потоком верующих. Одновременно, в этом же, 1904-м году наступал другой юбилей - 10-летие со дня бракосочетания Николая II. В связи с этим, Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения обратился к министру финансов С. Ю. Витте с просьбой об исходатайствовании Высочайшей субсидии на построение храма Воскресения Христова. Субсидия была выделена и Обществу было отпущено из казны 50 тысяч рублей. Половина этих средств была направлена на достройку храма Иоанна Предтечи на Выборгской стороне. На оставшиеся средства (а также на пожертвования, собранные Александро-Невским обществом трезвости - 16 тысяч рублей) было решено начать возведение каменного храма у Варшавского вокзала.
 
Проект храма составил архитектор Г.Д. Гримм при участии архитектора Г.Г. фон Голи.
 
Архитектор А. Л. Гун стал автором внутреннего убранства храма и спроектировал его иконостас.
 
В июле 1903 года проект был утвержден Николаем II. Немедленно была образована строительная комиссия, которую возглавил Д. Л. Парфенов.

8 (21) сентября 1903 года было освящено место постройки храма.
Торжественное освящение места закладки каменного храма Воскресения Христова возглавляет протоиерей Философ Орнатский. 8/21 сентября 1903 г. Фотограф К. Булла :
 
А ровно через год после Высочайшего одобрения, 25 июля 1904 года была проведена торжественная церемония закладки храма.
Разумеется, первоначальных средств не хватало на постройку храма (общая смета составляла 450 тысяч рублей), и процесс сбора пожертвований шел постоянно. Огромную роль в сборе пожертвований играл Д. Л. Парфенов. При этом сам он жертвовал значительные суммы (так, из пожертвованных в 1910-м году 5713 рублей, Парфенов пожертвовал 5500 рублей). Одновременно, Общество брало кредиты на постройку храма (протоиерей Философ Орнатский добился в Синоде в 1905 году выделения кредита в размере 110 тысяч рублей, а в 1907 году был взят кредит в 100 тысяч рублей у церкви Волковского кладбища, под залог дома на Стремянной).
 Воскресенский храм в начале XX века.
Впрочем, учитывая основную "аудиторию" храма, неудивительно, что в народе о строительстве церкви пошли анекдоты. Церковь прозвали "копеечной" (якобы на ее возведение были обложены специальным налогом, 1 копейка с каждой тысячи рублей оборота, питейные заведения столицы). Еще одно прозвище - "церковь с бутылочкой" -породила форма колокольни, слегка напоминающая бутылку. По легенде, алкоголики упросили архитектора придать колокольне именно такую форму, чтобы она напоминала им о брошенном "хобби".
 
11 мая 1906 года при большом скоплении народа на колокольню храма подняли крест и колокол.
  
В память об основателе Александро-Невского Общества трезвости колокол был украшен рельефным портретом отца Александра Рождественского и надписью "Отец Александр".

14 декабря 1908 года Антоний, митрополит Санкт-Петербургский освятил храм. Через неделю, 21 декабря был освящен придел в честь святителя Николая Чудотворца (придел в честь святого князя Александр Невского, покровителя Общества трезвенников так и остался неосвященным).
 
Параллельно продолжались кровельные, облицовочные, каменные и плотницкие работы.
 
Одновременно, деревянный храм был вновь разобран и перенесен за Нарвскую заставу.
 Поздравительная делегация к депутату Государственной Думы Челышеву М. Д. у входа в храм Воскресения Христова. 1912 г. Фотограф К. Булла.
Первым настоятелем Воскресенского каменного храма стал протоиерей Петр Алексеевич Миртов, возглавивший Александро-Невское Общество трезвости после кончины Александра Рождественского.
 Первый настоятель каменного храма Воскресения Христова Петр Миртов (справа) с сотрудниками в канцелярии Александро-Невского общества трезвости. 1911 год. Фотограф К. Булла
В 1910 году деятельность Общества была удостоена золотых медалей на Санкт-Петербургской выставке по борьбе с пьянством и на Царскосельской юбилейной выставке, малой золотой медали на Первой Западно-Сибирской выставке в Омске.
 Протоиерей Петр Миртов совершает чин присяги трезвенников в церковном доме храма Воскресения Христова. 1911 г. Фотограф К. Булла.
В 1911 году Общество было отмечено почетными дипломами на Дрезденской и Туринской международных выставках.
 Члены Александро-Невского Общества трезвости в зале библиотеки на втором этаже церковного дома. 1911(?) г. Фотограф К. Булла.
А Осенью 1914 года Александро-Невское Общество трезвости было преобразовано во Всероссийское братство под Августейшим покровительством императрицы Александры Федоровны. В знак этого события, нагрудный знак Александро-Невского братства увенчала корона.
 
После революции начались гонения на церковь. 9 августа 1918 года был арестован протоиерей Философ Орнатский вместе со старшими сыновьями Николаем и Борисом. Несмотря на ходатайство наркома просвещения А. В. Луначарского они были расстреляны. В наши дни протоиерей Философ Орнатский причислен к лику святых.

Летом 1918 года исчезает и протоиерей Петр Миртов.
 
В августе 1918 года типография Общества просвещения, располагавшаяся в подвале Воскресенского храма, была национализирована. А в октябре 1918 года перестало существовать и Общество просвещения (оно было преобразовано в приходскую общину при Свято-Троицкой церкви на Стремянной) и Общество трезвости (преобразованное в приходскую общину Воскресенского храма).
 Воскресенский храм в 1920-е годы.
В декабре 1930 года Воскресенский храм был закрыт. В 1934 году ОСОАВИАХИМ устроил на колокольне площадку для парашютных прыжков.
 
В подвальном помещении, где раньше находилась типография, устроили овощной склад (ходила также легенда о том, что в храме устроили склад водочной тары). А в 1962 году в храме разместили склад спортинвентаря. Все это, разумеется, не пошло храму на пользу.
 
В 1989 году здание храма было наконец поставлено под охрану государства, а 9 февраля 1990 года было принято решение о передаче его Православной церкви. И наконец, 15 апреля 1990 года в Воскресенском храме прошла первая обедня.

 
Tags: Булла К., Гримм Г.Д., Гун А. Л., Дореволюционная архитектура, История, Петербург, фон Голи Г. Г.
Subscribe
promo babs71 may 19, 14:46 19
Buy for 100 tokens
15 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Преображенские кладбища". Преображенское кладбище возникло в 1872-м году, когда городские власти стремились вынести за пределы города кладбища, опасаясь распространения "трупного яда". В этой связи было организовано большое…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments