babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Алло, Центральная!

Этот снимок сделан в Петербурге, 1 июля 1882 года, на крыше дома № 26 по Невскому проспекту. Сняты на нем сотрудники фирмы Белл, которые только что запустили в эксплуатацию первую в России телефонную станцию.

26 февраля 1881 года, за день до гибели, император Александр II утвердил решение Комитета министров: "Учреждение телефонного сообщения, по новизне предмета, допустить впредь до полного его разъяснения на первое время в виде опыта…". Хотя телефонный аппарат был известен в России и до этого (промышленники устанавливали их, чтобы обеспечить связь между собственными предприятиями и домами, пользовалась им и императорская семья), но именно с этого решения началось в нашей стране развитие общедоступной телефонной связи.
30 марта 1881 года новый император Александр III подписал указ об "Устройстве телефонного сообщения частными лицами и общественными, а также правительственными учреждениями для собственных надобностей". А 25 сентября 1881 года было разрешено устройство телефонного сообщения в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Риге и Одессе.
Изначально право на осуществление телефонизации было дано инженеру, купцу 1-й гильдии Владимиру Оттомаровичу фон Баранову, который начал закупать за границей оборудование (было получено 50 стоек, 6000 кг проволоки, 5000 изоляторов, 400 аппаратов, 125 кг комнатной проволоки и 6 коммутаторов). Однако 3 апреля Баранов уступил свой контракт фирме Белла, которая и довела проект до реализации.
 Подвеска воздушного кабеля
Для размещения телефонной станции в Петербурге был выбран Дом Ганзена (Невский пр., 26). 
 
  
Дом этот был построен еще в 1776-1777 году.
  
 
В 1873-1874 году архитектор В. А. Кенель перестраивает дом для норвежского предпринимателя Ганзена.
 
Это был одним из первых домов Петербурга с витринами в два этажа.
 

В соответствии с договором, к моменту открытия телефонная компания должна была подключить в Москве и Петербурге не менее, чем по две сотни абонентов. Однако не все шло гладко. Многие абоненты, проживавшие летом на даче, отказывались подключать телефон до своего возвращения в город. Не все домовладельцы давали разрешение на установку стоек для телефонных проводов на крышах зданий. Вызывали задержку и проволочки Городской управы в выдаче разрешения на прокладку телефонного кабеля через Неву, так что к моменту открытия телефонной линии в Петербурге насчитывалось только 128 абонентов.
 Металлическая траверса, установленная на крыше городского дома.
Впрочем, "с согласия Его Сиятельства Господина Министра Внутренних Дел Телеграфный департамент продолжил до 29 октября" 1882 года "срок, предоставленный Международной компании, для включения в телефонную сеть двухсот пунктов в Санкт-Петербурге и Москве". И к 29 октября 1882 года "в Санкт-Петербурге насчитывается до 259 соединенных пунктов, а в Москве - 200".
У каждого абонента устанавливали электросигнальный прибор системы Гиллянда, микрофон Блэкс, телефон Белла и по одному элементу Лекланже. Плата составляла 250 рублей в год за аппарат, если удаленность от центральной станции не превышала 3-х верст. За каждую лишнюю версту доплачивали по 50 рублей. Правительственные и городские учреждения получали скидку 50%.
 Прокладка подземного телефонного кабеля.
К 1 июля 1882 года штат станции состоял из начальника, 5 телефонисток, ночного дежурного, двух инженеров и 11 механиков.
 Прокладка телефонной канализации на Невском проспекте. Конец XIX века.
Первоначальная схема телефонизации Петербурга выглядела так: от дома № 26 по Невскому проспекту шли 7 магистральных линий группами от 10 до 120 проводов по Казанской улице, к Николаевскому мосту и на Васильевский остров, к Исаакиевской площади, Троицкому мосту, к Александровскому мосту на Выборгскую сторону, по Невскому проспекту к Знаменской площади и к Министерству внутренних дел. Здесь эти группы разделялись на боковые линии, направлявшиеся к отдельным абонентам.
 Воздушные кабельные линии
Численность абонентов постепенно росла. 1 января 1885 года в Петербурге было 785 абонентов, 1 января 1886 года - 934, 1 января 1887 года - 1105. В 1890-м году абонентов стало 1400, в 1900 - 3800, в 1901 - 4360.
 
Монополия кампании Белла закончилась 29 сентября 1900-го года и телефонная сеть перешла в собственность Городской Управы. Это привело к резкому снижению цен (49 руб. 50 коп для квартир и до 71 руб. 50 коп. для общественных заведений: ресторанов, вокзалов, театров и магазинов). Разумеется, это вызвало бурный рост желающих поставить себе телефон. Но для удовлетворения заявок требовалось построить новую телефонную станцию.

Для размещения новой городской телефонной станции был выбран дом №22 по Большой Морской улице.
 
До этого в доме находилась полицейская часть.
  
Кроме самой станции в здании помещались другие учреждения и наемные квартиры. 
  
После того, как она покинула дом, его перестроили по проекту архитектора Карла Бальди.
  
Принадлежность станции городу подчеркнута символикой: над огромным арочным окном красуется герб Петербурга – скрещенные якоря.
 
Головы двуглавых орлов на скипетрах скорее всего отшибли после революции. Судя по всему, пострадало и изображение короны над гербом.

Новая станция вступила в строй 1 января 1905 года и проработала до 1950-х.
 Монтаж коммутатора на Центральной ьелефонной станции.
Коммутатор состоял из двух групп, «А» и «Б», емкостью по 20 тыс. номеров.
 Центральная телефонная станция с новой системой коммутаторов.
 Минутный перерыв на рабочем месте.
Соответственно, две кнопки, «А» и «Б», имел каждый телефонный аппарат.
 Рабочее помещение на Центральной телефонной станции.
Вплоть до 1917-го года телефонистками могли стать только девицы - "дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединениях".
 Телефонистки Петроградской телефонной станции. 
 Справочная служба Центральной телефонной станции. 1908 г.
Барышни должны были быть в возрасте 18-25 лет, ростом не менее 165 см, с длиной туловища в сидячем положении и вытянутыми вверх руками не менее 128 см (для лучшего охвата клавиатуры коммутатора).
 Трапеза телефонных барышень.
Одновременно требовалось проложить новые телефонные линии. В течении 1903 года было вырыто 15 км траншей, в них уложили керамические трубы и установили колодцы для обслуживания.
 Начало строительства телефонной канализации на Почтамтской улице.
В 1917 году в столице Российской империи функционировали 57 365 номеров.
 Телефонистки за работой.
Tags: Бальди К. В., Дореволюционная архитектура, История, Кенель В. А., Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →