babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петроград. Станция "Цветочная".

Неподалеку от улицы Цветочной, рядом с железнодорожными путями стоит небольшой кирпичный станционный павильон. Это - станция "Цветочная". Мало кто знает, что место это сыграло в истории Петербурга особую роль. Именно здесь была окончательно поставлена точка на петровском проекте создания на берегах Невы новой столицы России. И случилось это 10 марта 1918 года.
 
26 февраля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял решение о переезде в Москву. Дата переезда держалась в строжайшей тайне. Новые руководители страны опасались, что будет подстроено крушение поезда.

В целях конспирации, на Николаевский (ныне Московский) вокзал были поданы для правительства два поезда, но В. И. Ленин, члены ЦК и Совнаркома уехали в Москву именно со станции "Цветочная" (тогда она называлась "Цветочная площадка").

10 марта в семь часов вечера на Цветочную прибыл отряд латышских стрелков с пулеметами. Они быстро заняли посты на тендере паровоза С-245 и во всех вагонных тамбурах. Бригада железнодорожных рабочих тщательно осмотрела весь поезд. Затем была проверена колея от Цветочной площадки до главной магистрали, ведущей на Москву.

Вечером Смольный был ярко освещен, как обычно, и ничто внешне не говорило о задуманной операции. В десятом часу от Смольного отъехал автомобиль, в нем были В. И. Ленин, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова и В. Д. Бонч-Бруевич, вспоминавший позднее, что Владимир Ильич произнес, отъезжая: "Заканчивается петроградский период деятельности нашей центральной власти. Что-то скажет нам московский?"

Машина проехала от Смольного по Шпалерной, Литейному и Загородному проспектам, а выехав на Забалканский, доехали до Московских ворот. Там вскоре свернули налево и оказались на погруженной в темноту Заставской улице. Отсюда, вплоть до станции, машину сопровождали патрульные.

К назначенному времени прибыли и все остальные члены ЦК и Совнаркома, получившие в тот день секретные пакеты с предписанием, куда явиться. В 22 часа без всяких сигналов, с неосвещенными окнами (свет зажгли, когда выехали на магистраль), поезд No 4001 отошел от Цветочной площадки и 11 марта в 21 час 30 минут прибыл в Москву, на Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал.

Паровоз С-245, который вел состав, можно увидеть на фотографии Л. Амурского "Чугунная тройка" (С-245 находится на заднем плане):
 
К сожалению, до нашего времени он не сохранился. Но его именем воспользовались для спасения его собрата С-68 - последнего сохранившегося паровоза серии "С".
С-68 использовался в качестве котельной на заводе железобетонных изделий в Москве. В конце 70-х, когда его обнаружила группа любителей старой железнодорожной техники, паровоз уже дышал на ладан. Чтобы убедить дирекцию завода спасти уникальную машину, пришлось пойти на хитрость - все номера паравоза были исправлены с С-68 на С-245. Теперь, разумеется, удалось для спасения "ленинского" паровоза получить поддержку Московского горкома КПСС. Паровоз изъяли с завода и отреставрировали. Предполагалось, что он будет установлен в отдельном павильоне в качестве памятника на Ленинградском вокзале Москвы.
Но времена изменились, памятники Ильичу стали не в моде и паровоз вместо Ленинградского вокзала Москвы оказался на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, в Паровозном музее. Там он и стоит до сих пор, причем ему вернули его подлинный номер - С-68.
 
Tags: Дореволюционная архитектура, История, Музеи, Петербург
Subscribe
promo babs71 june 30, 11:47 2
Buy for 100 tokens
27 июля, в субботу, состоится экскурсия от станции метро "Спортивная" до Иоанновского монастыря на Карповке. В этом районе строили такие выдающиеся архитекторы как Федор Демерцов, Луиджи Руска, Николай Никонов, Василий Косяков, Степан Кричинский, Федор фон Постельс, Демьян Фомичев,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 65 comments