babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Category:

Петербург-Ленинград. Благовещенский мост. 1843 - 2007

Не так давно я писал о неосуществленных проектах мостов через Неву. А сегодня я расскажу о первом осуществленном проекте. Мост этот, за свою долгую историю сменил три названия. Названный сперва Благовещенским, он вскоре стал Николаевским, затем имени лейтенанта Шмидта, а ныне он вновь Благовещенский.
 

Необходимость моста через Неву, который не прекращал бы работу в период ледохода и ледостава, стала окончательно ясна в 40-е годы XIX-го века.
Для решения этой задачи был учрежден Особый комитет, в обязанности которого входил пересмотр проектов мостов через Неву, поступивших за предыдущие полвека, и наблюдение за составлением окончательного проекта моста.

Проекты цепных мостов вызывали сомнения у членов комитета. Гораздо более надежной им казалась система из сборных чугунных арок, которая уже была опробована при строительстве мостов через Мойку.
Споры вызывал и вопрос о трассе будущего моста. До этого предлагались три основных трассы: на месте наплавных Исаакиевского и Дворцового мостов и против центральной части здания Адмиралтейства.
Однако генерал-лейтенант Корпуса путей сообщения М. Г. Дестрем внес новое предложение - построить мост напротив истока Крюкова канала. Дестрем полагал, что благодаря засыпке части Крюкова канала, давно потерявшего транспортное значение, станет возможным создать предмостную площадь с церковью посередине или в крайнем случае широкую улицу, по оси которой можно будет организовать въезд на мост.

По-видимому, идею эту довели до сведения Николая I, и в дальнейших документах она фигурирует уже в качестве предложения самого царя: "Сообразить, не удобнее ли будет устроить мост против устья Крюкова канала...".
11 февраля 1842 года последовало высочайшее указание Дестрему: "Немедленно приступить к составлению проекта и сметы на строительство постоянного чугунного моста через реку Неву...", который, в свою очередь, поручил выполнение проекта инженер-майору С. В. Кербедзу, прикомандировав к нему в качестве помошников инженер-поручика Кербедза 2-го и чертежника из Депо карт Бульмеринга. Архитектурную часть проекта взял на себя архитектор А. П. Брюллов.

Спроектированный мост состоял из семи неравных пролетов, перекрытых чугунными арками, и одного разводного пролета, состоящего из двух металлических ферм, вращающихся в противоположные стороны вокруг вертикальной оси. Опорами пролетов служили гранитные береговые устои и такие же промежуточные речные быки на деревянных сваях, промежутки между которыми заливались бетоном. Против размыва речного ложа предусматривалась отсыпь из булыжного камня на всю ширину реки, в пределах моста.

Помимо технических достоинств конструкция моста отличалась и достоинствами эстетическими. Благодаря принятой конструктивной схеме мост имел весьма пропорциональный силуэт в виде ряда пологих неравновеликих арок, удачно найденных пропорций. Сквозные надарочные фермы придавали мосту ажурность и легкость, контрастировавшие с массивными балками и береговыми устоями.


Утверждение проекта моста последовало 15 октября 1842 года. Строительство началось в 1843-м году. Планировалось завершить его осенью 1846-го года. Однако, задача оказалась куда сложнее, чем предполагалось изначально. Грунтовые условия на трассе моста оказались чрезвычайно неблагоприятными для сооружения оснований под опоры. Ситуация усугублялась естественными факторами: большой глубиной, быстрым течением реки и периодическими колебаниями ее уровня, вызываемые ветрами западного направления. Поэтому работы по строительству затянулись. Тем не менее, все трудности были успешно преодолены Кербедзом, за что он регулярно повышался по службе и завершил строительство в чине генерала.
 
Карьера Кербедза породила в народе легенду. Якобы Николай пообещал Кербедзу повышать его в чине за каждый смонтированный пролет моста, после чего Кербедз резко увеличил запроектированное число пролетов.

Длина моста составляла 298,2 м, ширина - 20,3 м, общая масса конструкций составляла 9500 тонн. По тем временам это был самый длинный мост в Европе. 
  
Изначально предполагалось, что мост будет украшен скульптурами, авторами которых были П. Клодт и Н. Пименов. Судя по надписям на чертежах, на первом правобережном быке предполагалось установить статуи работы Пименова, символизирующие "Торжество нал водой", "Санкт-Петербург" и "Москву". На берешовых устоях должны были быть установлены статуи "Новгород", "Киев", "Казань" и "Сибирь".
   
В 1849-м году чертежи и рисунки были представлены царю на утверждение. Однако Николай наложил резолюцию: "Отклонить впредь до времени". В итоге, скульптуры так и не были установлены на мосту (академику Пименову даже не заплатили за работу).

В итоге,главным украшением моста стали его ограждения. 
 
Перила представляют собой непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей
 
между такими же "прозрачными" стойками.
 
Проект рисунка перил неоднократно менялся. Первоначальные варианты очень напоминали (в обогащенном, усложненном виде) рисунок перил Аничкова моста. Однако перила высотой 1, 35 м получились слишком тяжелыми (их масса на четверть превышала расчетную). Поэтому в следующем варианте высоту решетки понизили до 1, 12 м и облегчили рисунок. Но утвержден был итоговый, четвертый вариант, с высотой 1,22 м, в котором увеличили длину секций, а количество стоек уменьшено почти в два раза.
 
Традиционно проект перил приписывается Брюллову. Однако, на чертежах фамилия или подпись Брюллова отсутствует, что дает право на жизнь самым разным гипотезам (так, существует версия, согласно которой автором рисунка перил является Огюст Монферран).
  
У каждой опоры моста были установлены газовые светильники в виде коринфских колонн на полом чугунном пьедестале, увенчанных многогранными застекленными фонарями.

В 1850-м году работы завершились и 21 ноября 1850 года мост был открыт для движения. В честь этого события была отчеканена медаль по проекту Федора Толстого.
 
В 1852-м году принимается решение установить на мосту часовню, в связи с чем был объявлен конкурс. Вот как выглядел вариант проекта, разработанный одним из участников конкурса - архитектором Николаем Бенуа.

Однако до срока был утвержден и реализован на практике в 1854-м году проект архитектора А. И. Штакеншнейдера.

В 1855-м году в память об умершем Николае I мост в первый раз сменил свое название и стал Николаевским.

Для своего времени мост превосходно отвечал всем требованиям судоходства. Принятые Кербедзом габариты разводного пролета (ширина - 21,34 м, глубина - 6,1 м) почти вдвое превышали габариты тогдашних судов. Но к началу XX-го века размеры судов заметно выросли и вскоре габариты судоходного пролета стали недостаточными для их пропуска.
 
Кроме того, из-за несовершенства механической части разводного пролета проводка судов совершалась чрезвычайно медленно (из-за постоянно возрастающей деформации правобережного устоя началось заклинивание поворотных пролетных строений, так что в последние годы перед его реконструкцией приходилось при разводке моста использовать буксиры). Требовалась реконструкция моста.

Один из первых проектов реконструкции Николаевского моста принадлежал начальнику С.-Петербургского округа путей сообщения Тимонову, который еще в 1901-м году составил эскизы его переустройства.
Через три года препятствия, создаваемые мостом стали столь ощутимыми, что судовладельцы и судостроители обратились в С.-Петербургский округ путей сообщения с настоятельным требованием принять меры к увеличению пропускной способности моста.

На состоявшемся 10 декабря 1904 года совещании было высказано мнение, что желательно переустройство Николаевского моста, чтобы разводная его часть была сооружена по середине реки с отверстием шириной не менее 18 сажен (37,41 м); при этом раскрывание пролета производилось бы по сигналу проходящего судна в течении 30 секунд.
В последующие годы было выдвинуто несколько проектов реконструкции, но осуществиться им помешала Первая Мировая война.

В 1918-м году новая власть вновь переименовывает мост. Он становится мостом имени Лейтенанта Шмидта.
  

В первые годы советской власти на реконструкцию моста просто не было средств. Но после создания Беломорско-Балтийского канала вопрос встал с особенной остротой, и в 1936-1938 году мост реконструировали по проекту профессора Г. П. Передерия. С целью экономии средств использовались быки старого моста. Чугунные арки старого моста демонтировали (впоследствии из них построили мост в Твери) и заменили 3-пролетными неразрезными цельносварными стальными балками. Мост был хорош с технической точки зрения, но с точки зрения архитектурной он был явно неудачен. Автор архитектурной части первоначального проекта архитектор К. М. Дмитриев, неудовлетворенный утвержденной композицией отказался от дальнейшего участия в проекте, и для продолжения работ был приглашен архитектор Л. А. Носков (автор рисунка перил Дворцового моста). Вот как он выглядел после этой реконструкции:
 
Изменился и декор. От декора старого моста остались только перила. Но поскольку длина моста выросла, на разводной пролет старых перил не хватило и на нем установлены перила более простого рисунка.

Часовню разобрали, установили новые фонари (старые переехали на Марсово поле).

На мосту появились два павильона для управления разводным механизмом.
  

На их стенах установили мемориальные доски.
 
 
В 2005-2007 годах мост вновь потребовал реконструкции. Теперь требовалось нарастить ширину проезжей части. В процессе реконструкции мосту снова вернули силуэт, схожий с первоначальным мостом. Вернули ему также и первоначальное имя - Благовещенский.
Tags: Бенуа Н. Л., Брюллов А. П., Дореволюционная архитектура, История, Кербедз С. В., Петербург, Советская архитектура, Современная архитектура, Штакеншнейдер А. И.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments