babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71

Categories:

Петербург-Ленинград. Фабрика "Красное знамя". 1895-1929.

На Петроградской стороне большую территорию между улицами Красного курсанта, Корпусной и Большой Разночинной занимают цеха фабрики "Красное знамя". Строились они в разное время и представляют собой самые разные стили - кирпичный, модерн, конструктивизм.


История фабрики начинается с 1855 года, когда французский купец Иван Осипович Натус открыл на Гончарной улице маленькую трикотажно-чулочную мастерскую. В 1862 году производство переместилось на набережную реки Ждановки у Малого Петровского моста, а в 1866 году эту мастерскую приобрел немец Фридрих-Вильгельм Керстен.

Керстен вложил средства в строительство еще одной мастерской на набережной Лиговского канала, а в 1870 году продукция ткацкой чулочно-носочной фабрики Керстена была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге. Презентация предприятия прошла с большим успехом, всех поразил широкий ассортимент продукции: шерстяные и хлопчатобумажные чулки, перчатки, фуфайки, пиджаки, рубашки, шаровары, кофты, юбки, безрукавки, брюки, платья, гамаши, шарфы. Керстен получил медаль выставки и звание потомственного почетного гражданина. После этого дела фабрики пошли в гору. Производство развивалось в двух направлениях: фабрика и надомничество. Фирменной маркой предприятия стало изображение трудолюбивой пчелы.

В 1871 году предприятие Керстена начинает новый бизнес-проект - открывается первая в России механическая паровая прачечная. Нововведение это не пользуется большим успехом у жителей города, которые предпочитают, чтобы белье им стирали по старинке - вручную. Но Керстен совершает блестящий ход и начинает обслуживание военно-учебных заведений, которым выгоднее и удобнее было иметь дело с одним крупным предприятием, чем оплачивать множество мелких счетов. Для удобства работы механическая прачечная, красильня и мастерская починки белья переехали поближе к клиентам на Петербургскую сторону. Через год было арендовано еще одно помещение на Большой Спасской улице. Постепенно Керстен сосредоточил здесь все свои разбросанные по городу предприятия.
Постепенно «Санкт-Петербургская чулочно-трикотажная фабрика и прачечная военно-учебных заведений на Большой Спасской» стала самым крупным и механизированным предприятием трикотажной промышленности страны. Оборудование для нее приобреталось за границей, широко применялись разделение труда и рационализация производства. Параллельно фабрика проникла в еще одну область производства, наладив оптовые поставки технического трикотажа крупным предприятиям резиновой промышленности - петербургскому «Треугольнику», московскому «Богатырю», рижскому «Проводнику».
В 1895 году архитектор А. И. Аккерман строит новое здание фабрики на углу Корпусной улицы и улицы Красного курсанта.

Новую фабрику вводили в строй постепенно, не прекращая работу на старой.

Промышленный кризис 1901-1903 годов практически не затронул предприятие, ставшее монополистом на российском рынке. Фабрика обслуживала военное и морское ведомства, поставляла технический трикотаж, ее продукция была известна по всей Европе. В 1904 году на фабрике и в прачечной было 360 машин.
Фабрика продолжает расширяться.

Архитектор С. П. Кондратьев в 1902-1910 годах надстраивает и расширяет ее корпуса:

А в 1911 году все тот же Кондратьев строит доходный дом "Керстена", в котором одновременно размещается заводоуправление.


Здание это строится в популярном в те годы стиле модерн.


Своим внешним видом оно резко выделяется среди окружающих домов.


Накануне Первой мировой войны на фабрике было около 700 машин, предприятие оценивалось в 3 млн 150 тысяч руб. Заказчиком стала даже Государственная дума, а 70% всей продукции составляли военные заказы.


Фабрика имела связь с 184 торговыми фирмами в 81 городе России.


Фирма занимала 40% трикотажного рынка России, на фабрике трудилось более 50% от общего числа работников отрасли.

Последними из цехов, построенных до 1917 года стали производственный корпус и склад.

Построены они были в 1914-1915 годах. Их автор - известный архитектор М. С. Лялевич.

В 1917-м году тогдашние владельцы фабрики продали свои акции финнам и эмигрировали. В 1919-м году фабрику национализировали, а в 1922-м - переименовали в "Красное знамя".
В 1925 году принимается решение о расширении фабрики. Трест Ленинградтекстиль дает заказ на разработку проекта знаменитому немецкому архитектору Эриху Мендельсону. Работы его часто публиковались в архитектурной прессе 1920-х гг, он был хорошо известен как автор незаурядных промышленных зданий. К тому же Мендельсон сочувственно относился к СССР, являясь членом архитектурной секции Общества друзей Новой России. Совместно с инженерами Саломонсеном и Лаазером он в короткие сроки разрабатывает проект фабрики. Внутренний двор фабрики он расположил на двух уровнях: на первом размещались склады и подсобные помещения, туда направлялся транспорт, а рабочие должны были идти к цехам по "второму двору", расположенному на три метра выше. Два красильных и отбельный цеха - одноэтажные здания с трапециевидными вентиляционными шахтами - располагались во дворе параллельными корпусами. Для заводоуправления планировалась десятиэтажная башня с заводскими часами, видными с любого места фабрики. На угол автор вывел выразительную в композиционном отношении постройку - силовую подстанцию.



В 1925 году Мендельсон привез в Ленинград в 1925 г. предварительный проект, состоявший из генплана, нескольких вариантов и модели. И в архитектурной среде Ленинграда грянула буря. Всеобщее (и , пожалуй справедливое) недовольство вызывало волюнтаристское решение руководства треста, выдавшего крупный заказ без объявления конкурса. Щусев, Серк и др. высказывали недоумение по отношению к этому вопросу. Щусев упомянул об этом, в частности, в своей статье "О првлечении иностранных специалистов к строительству в СССР", которая вышла в свет в журнале "Строительная промышленность". Отмечалось также, что "целесообразнее было бы командировать на затраченные средства наших инженеров за границу, а затем широко их использовать в новом строительстве".
Не меньше вопросов вызывали и архитектурные достоинства проекта, расколовшие Ленинградских архитекторов на два лагеря. О них велись бурные споры с использованием самых разных аргументов (вплоть до сочинения частушек). В то время, как одни именовали проект "нездоровым порождением архитектурной мысли", другие горячо поддерживали его, считая "классическим выражением современной архитектуры".
Тем не менее, проект был одобрен и принят к дальнейшей разработке. Рабочие чертежи выполнили И. А. Претро и С. И. Овсянников, а строительство началось в июне 1926 г. под руководством инженера Е. А. Третьякова. К сожалению, на этом этапе проект был сильно упрощен и удешевлен (что, впрочем, неудивительно, если учесть тогдашнюю ситуацию в строительной индустрии СССР), а качество работ было традиционно низким. В придачу, проект по прежнему подвергался жесткой критике в советской печати (что сильно обидело Мендельсона). В результате, он в 1927 году отказался сперва от авторского надзора, а затем и от авторства проекта (в перечне работ он датировал этот проект 1925 годом - начальной стадией разработки).
Цеха строились в две очереди. Строительство первой из них завершилось в 1928-1929 годах установкой оборудования, закупленного в Германии. Вторая очередь зданий была построена в середине 30-х годов.
Из цехов, окружавших внутренний двор, наиболее близко к задуманному Мендельсоном выстроен главный трикотажный цех (на первом снимке он находится на заднем плане):




Более сильно "пострадали" внутридворовые цеха. Из трех вентиляционных шахт была возведена только одна (причем не из железобетона, а из дерева):

А вскоре и она была демонтирована.


Но подлинной жемчужиной комплекса стала силовая подстанция, реализованная в полном соответствии с проектом Мендельсона.


Популярность этого здания была так велика, что в 30-е годы оно украшало собой обложку путеводителя по Ленинграду.


Мендельсон сравнивал здание подстанции с "кораблем, влекущим за собой все производство".

Образ здания задан угловыми объемами, в которых содержатся сооружения по очистке воды (отстойники, фильтры, насосная станция).


Верхний объем, подчеркнутый тягами, содержит водонапорный бак.


Перед зданием стоит стелла, напоминающая о том, что именно при фабрике "Красное знамя", в 1923 году был создан первый пионерский отряд.

 
Tags: Аккерман А. И., Дореволюционная архитектура, История, Кондратьев С. П., Лялевич М. С., Мендельсон Э., Овсянников С.О., Памятники, Петербург, Претро И. А., Советская архитектура
Subscribe
promo babs71 june 30, 11:47 2
Buy for 100 tokens
27 июля, в субботу, состоится экскурсия от станции метро "Спортивная" до Иоанновского монастыря на Карповке. В этом районе строили такие выдающиеся архитекторы как Федор Демерцов, Луиджи Руска, Николай Никонов, Василий Косяков, Степан Кричинский, Федор фон Постельс, Демьян Фомичев,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 35 comments