
Посмертная судьба Плеханова демонстрирует, как важно для политика вовремя умереть. Хотя возглавлявший меньшевиков Плеханов и был в 1917-м году одним из главных политических противников Ленина, но после смерти в 1918-м году он успешно вошел в советский пантеон, в честь него ставились памятники, назывались улицы и вузы (такая же ситуация наблюдается и с Че Геварой - кто бы носил его на футболках, проживи он столько же, сколько Фидель Кастро).


Автором памятника был скульптор Илья Гинцбург, известный еще до революции своими портретами великих людей.

Первоначально планировалось ограничиться только бюстом Плеханова. Но о работе скульптора стало известно Ленину, который обратился в Петросовет: «Мне сообщают. .. что скульптор Гинцбург, изготовляющий бюст Плеханова, нуждается в материалах, глине и пр. ... Нельзя ли дать приказ... присмотреть, налечь, проверить? . . ». Грешно было бы не воспользоваться вниманием вождя, и Гинцбург делает вместо бюста большую двухфигурную композицию, где кроме Плеханова появляется еще и слушающий его рабочий (фигуру рабочего изваял скульптор Харламов).

Впрочем, надо отметить, что и работа над бюстом не пропала даром. Бюстом Плеханова в 1923-м году Гинцбург украсил его могилу на Литераторских Мостках:


Временный памятник из недолговечных материалов был в 1921-м году установлен у Казанского собора.


Тем не менее, там он оказался не совсем к месту, и в 1925-м году уже постоянный памятник, отлитый из бронзы на заводе "Красный выборжец" установили напротив Технологического института.


Архитектурное решение памятника обеспечил известный архитектор Я. Гевирц


Памятник открывали с большой помпой. Как писала "Красная газета": "На памятник поднимают вдову Г. В. Плеханова т. Р. М. Плеханову. Оркестр играет туш. Собравшиеся устраивают ей овацию. Она их благодарит за восстановку памятника и говорит, что Ленинград всегда был близок Плеханову. В нем он научился быть революционером".


Journal information