
Здание вокзала построено в стиле псевдоготики, однако стиль этот Бенуа выбрал далеко не сразу. Возможно, псевдоготика казалась Бенуа не слишком подходящим стилем для вокзала, а возможно, ему просто хотелось продемонстрировать, что он в равной мере владеет всеми стилями. Вот, например, один из вариантов проекта в стиле неоренессанс:

Тем не менее, окончательный выбор Бенуа останавливается именно на готике. 16 июля 1854 года проект вокзала был утвержден. Открылся вокзал в 1857 году.

К моменту строительства вокзала Новый Петергоф был конечной станцией железной дороги. Поэтому вокзал строился по тупиковой схеме и имел П-образную форму с широким заходом для поездов со стороны Петербурга.


Однако, было очевидно, что в будущем железная дорога будет продолжена дальше. Поэтому Бенуа заранее создает в западном фасаде вокзала две арки, через которые поезда могли бы проследовать далее.


До продления дороги арки играли чисто декоративную роль и закрывались чугунными воротами с изящным орнаментом.

20-метровый пролет дебаркадера был перекрыт системой металлических трубчатых ферм.


Западный фасад здания особенно красив. По сторонам центрального пилона, переходящего в восьмигранную башню, находятся стрельчатые арки в виде перспективных порталов.


В центре пилона находится круглое окно, напоминающее готическую розу (по изначальному проекту вместо окна должны были располагаться часы)

В замках арок помещен герб владельца дороги - барона Штиглица.


Над арками проходит ажурная галерея.


Она напоминает галерею собора в Орвието, который Бенуа обмерял во время своей пенсионерской поездки.


Северный фасад вокзала, выходящий в сторону Александрийского парка, в основной части является стеной, прорезанной стрельчатыми проемами, которые по изначальному замыслу должны были служить входами на перрон. Межоконные промежутки усилены контрфорсами.




На южной стороне здания расположен зал для балов и концертов.






Он соединен с перроном стрельчатыми проемами.

Ризалиты, расположенные в западной части здания украшают чугунные зонтики над подъездами и чугунные балконы на втором этаже.






С запада они имеют деревянные эркеры:




Здание изящно декорировано в готическом стиле.




Резьба по камню была поручена скульптору Г. Денеису, "единственному в С-Петербурге мастеру, который работает в готическом вкусе".



Скульптором Д. Иенсеном, который уже сотрудничал до этого с Бенуа при постройке Готических конюшен, выполнены из терракоты боковые стрельчатые аркатуры.


Лепные украшения выполнены одним из представителей известной артели Дылевых - П. Дылевым.

Обращает на себя внимание изящный рисунок переплетов окон самой разнообразной формы:





Однако, значительная часть задуманного декора осуществлена не была. Так, куполки и пинакли, увенчанные крестоцветами, лишились краббов по граням и львиных голов в основании.


В 1893 году газета "Неделя строителя" писала: "По фасадам во многих частях высятся башенки, на которых нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Н. Л. Бенуа обратился с просьбой ассигновать 4600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то барон Ф. спросил его: "А сколько эти 4600 рублей дадут нам доходу? - Полагаю, никакого, - ответил Н. Л. - В таком случае, оставим фасад без шпилей...".



Перед зданием вокзала стоит памятник одному из создателей Петергофской железной дороги - барону Штиглицу.




Параллельно с Новым Петергофом, в 1854-1858 годах Бенуа создает станционные павильоны для трех станций - Троице-Сергиева Пустынь (ныне это станция Володарская), Стрельна и Красное Село (фактически, это все станции, существовавшие в то время на этой дороге). Все они создавались в разных архитектурных стилях.
Станция Троице-Сергиева Пустынь в соответствии с названием решена в "русском" стиле.




Симметричная планировка здания, с двухэтажной средней частью, где расположены вестибюль и кассы и одноэтажными боковыми крыльями, в которых находятся залы ожидания, впоследствии стала традиционной.





От въездного пандуса сохранилась только одна из тумб, почти целиком ушедшая под асфальт:

Станция Стрельна решена в неоренессансном духе.




Украшением ее является башня в духе итальянской кампаниллы.














Journal information